Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» основное общее образование

Аннотация
к рабочей программе учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» основное общее образование
Появлению учебного предмета ОБЖ способствовали колоссальные по масштабам и
последствиям техногенные катастрофы, произошедшие на территории нашей страны в 80е годы XX столетия: катастрофа теплохода «Александр Суворов» в результате
столкновения с пролётом Ульяновского моста через Волгу (5 июня 1983 г.), взрыв
четвёртого ядерного реактора на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.), химическая
авария с выбросом аммиака на производственном объединении «Азот» в г. Ионаве (20
марта 1989 г.), взрыв двух пассажирских поездов под Уфой в результате протечки
трубопровода и выброса сжиженной газово-бензиновой смеси (3 июня 1989 г.). Государство
столкнулось с серьёзными вызовами, в ответ на которые требовался быстрый и адекватный
ответ. Пришло понимание необходимости скорейшего внедрения в сознание граждан
культуры безопасности жизнедеятельности, формирования у подрастающего поколения
модели индивидуального безопасного поведения, стремления осознанно соблюдать нормы
и правила безопасности в повседневной жизни. В связи с этим введение в нашей стране
обучения основам безопасности жизнедеятельности явилось важным и принципиальным
достижением как для отечественного, так и для мирового образовательного сообщества.
В условиях современного исторического процесса с появлением новых глобальных и
региональных природных, техногенных, социальных вызовов и угроз безопасности России
(критичные изменения климата, негативные медико-биологические, экологические,
информационные факторы и другие условия жизнедеятельности) возрастает приоритет
вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества
и государства. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся
сохранение жизни и здоровья каждого человека.
В данных обстоятельствах колоссальное значение приобретает качественное
образование подрастающего поколения россиян, направленное на формирование
гражданской идентичности, воспитание личности безопасного типа, овладение знаниями,
умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни.
Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения учебного процесса
по

предмету ОБЖ

определяется

системообразующими

документами

в

области

безопасности: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ
Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), Доктрина информационной
безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря

2016 г. № 646), Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года
(Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474), Государственная
программа Российской Федерации «Развитие образования» (Постановление Правительства
РФ от 26.12.2017 г. № 1642).
Современный учебный предмет ОБЖ является системообразующим, имеет свои
дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется
через

приобретение

необходимых

знаний,

выработку

и

закрепление

системы

взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области безопасности,
поддержанных согласованным изучением других учебных предметов. Научной базой
учебного предмета ОБЖ является общая теория безопасности, исходя из которой он должен
обеспечивать формирование целостного видения всего комплекса проблем безопасности,
включая глобальные, что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения
безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для обучающихся
построение адекватной модели индивидуального безопасного поведения в повседневной
жизни, сформировать у них базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности.
В настоящее время с учётом новых вызовов и угроз подходы к изучению учебного
предмета ОБЖ несколько скорректированы. Он входит в предметную область «Физическая
культура и основы безопасности жизнедеятельности», является обязательным для изучения
на уровне основного общего образования. Изучение ОБЖ направлено на обеспечение
формирования

базового

уровня

культуры

безопасности

жизнедеятельности,

что

способствует выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать опасности,
нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального
характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Такой подход содействует
закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья человека,
формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств,
предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для
успешной адаптации обучающихся к современной техно-социальной и информационной
среде, способствует проведению мероприятий профилактического характера в сфере
безопасности.
Рабочая программа состоит из:
1. Пояснительной записки, которая включает: общую характеристику учебного
предмета «Обществознание», цели изучения учебного предмета «Обществознание»,
место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане;
2. Содержания учебного предмета с 6 по 9 классы;

3. Планируемых образовательных результатов, которые включают: личностные
результаты, метапредметные и предметные результаты;
4. Тематического планирования по классам.
Изучение учебного предмета ОБЖ предусматривается в течение двух лет, в 8–9 классах
по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета ОБЖ отводится 68 часов, из них по 34
часа в каждом классе.
Срок обучения на уровне основного общего образования составляет 2 года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».