МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ СЕРДОБСОГО РАЙОНА
МОУ СОШ №9 г. Сердобска
РАССМОТРЕНА
УТВЕРЖДЕНА
на Педагогическом
совете
Директор МОУСОШ
№9 г.Сердобска
________________________
________________________
[укажите ФИО]
[Номер приказа] от «27» 08
2025 г.
Кудреватых О.А.
[Номер приказа] от «27» 08
2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 30DFDEA0E3C0AC68387DEF4EA057C7FA
Владелец: Кудреватых Ольга Анатольевна
Действителен: с 19.07.2024 до 12.10.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8586722)
учебного предмета Практическая ботаника
для обучающихся 6 классов
Сердобск 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПРАКТИЧЕСКАЯ БОТАНИКА
Программа по практической ботанике направлена на формирование
естественно-научной грамотности обучающихся и организацию изучения
биологии на деятельностной основе. В программе по практической
ботанике учитываются возможности учебного предмета в реализации
требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным
результатам обучения, а также реализация межпредметных связей
естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего
образования.
В программе по практической ботанике определяются основные цели
изучения на уровне основного общего образования, планируемые
результаты
освоения
программы
по
биологии:
личностные,
метапредметные, предметные.
Программа курса «Практическая ботаника», рассчитана на
повышение интереса к жизни растений и расширение кругозора о мире
растений, их экологии.
К сожалению, в школьном курсе ботаники из-за недостатка времени
теоретический материал не удается проиллюстрировать практическими и
лабораторными работами. Кроме того, в школьной программе
практически нет места познанию флористического богатства родного
края, знакомству с редкими и необычными растениями, изучению их
ритма развития и наблюдению за ними в природе. По этой причине
наряду с теоретическими разделами программой предусмотрено
проведение практических и экспериментальных работ с растениями, а
также изучение флористического богатства родного края в ходе
экскурсий на природе. Это делает занятия увлекательными и прививает
навыки работы с растениями, развивает наблюдательность.Актуальность
программы состоит в том, что многие разделы ботаники в школе
освещаются поверхностно. Программа ориентирована на практические
занятия, а также использование новых методов демонстрации материала.
В этой связи желательно использование на занятиях возможностей
компьютерной техники, демонстрация научно-популярных
фильмов.Программа «Практическая ботаника» ориентирована как на
теоретическое изучение особенностей строения растений и их
систематики, так и многочисленные практические занятия, наглядно
иллюстрирующие изучаемый материал. В перечень основных
теоретических тем входят морфология вегетативных и репродуктивных
органов, знакомство с основными группами высших растений, основы
палеоботаники и географии растений, а также основы цитологии,
физиологии и генетики растений. Большое внимание уделяется также
экологии растений и связи растений с животным миром.Программа
открывает широкие возможности для всестороннего биологического и
экологического образования обучающихся. Изучение теоретических
вопросов в тесной связи с практическими знаниями и навыками,
знаниями экологии растений формируют бережное и ответственное
отношение к природе – то, что следует называть экологической
культурой личности.ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПРАКТИЧЕСКАЯ БОТАНИКА
углубить знания обучающихся, создать условия для расширения биологоботанического кругозора обучающихся посредством стимулирования их
познавательной активности, научить применять полученные знания на
практике, а также сформировать экологическую культуру личности,
экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРАКТИЧЕСКАЯ БОТАНИКА В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю) в 6 классе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРАКТИЧЕСКАЯ
БОТАНИКА
Введение. ( 2 часа)Ботаника как наука. Основные разделы ботаники.
Отличие растений от животных. Роль растений в жизни нашей планеты и
человечества.Раздел 1. Изучение клетки растений. (5 часов)Строение
увеличительных приборов. Лупа ручная, препаровальная, штативная.
Микроскоп. Его устройство, принцип работы, возможности светового
микроскопа, электронный микроскоп.Основные особенности
растительной клетки. Пластиды, вакуоль, клеточная стенка.Практические
работы :
Определение увеличения различных оптических приборов.
Приготовление микропрепарата клеток и рассматривание их в
микроскоп.Раздел 2. Морфология и анатомия вегетативных органов
растений. (19 часов)
Лист. Характерные особенности листьев. Различные типы листьев.
Происхождение листа. Лист как орган фотосинтеза. Лист как орган
транспирации. Старение листа, явление листопада. Биологический смысл.
Стебель. Его происхождение, характерные особенности. Три анатомо –
топографических зоны стебля, методика приготовления срезов и их
окраски. Стебель как орган проведения веществ. Ксилема и флоэма.
Проводящие и механические элементы, восходящий транспорт. Изучение
флоэмы. Транспорт сахаров. Стебель как опора. Стебли травянистых и
древесных растений. Деятельность камбия. Понятие о побеге. Строение,
разные типы побегов. Почка – зачаточный, не развернувшийся побег,
строение. Различные типы почек. Корень. Характерные особенности
корней. Происхождение корня. Зоны корня, корневой чехлик. Корень как
орган всасывания. Корень в зоне проведения. Механические свойства
корня. Метаморфозы вегетативных органов высших растений.
Морфологические и анатомические преобразованияПрактические
работы:
Изучение внутреннего строения листьев на поперечных срезах.
Изучение устьичного аппарата на препаратах эпидермы листа.
Изучение ксилемы на поперечных и продольных срезах.
Изучение механических тканей стебля и их топография.
Проращивание семян различных видов растений
Изучение распределения механических тканей в корне на поперечных
срезах.
Раздел 3.Морфология репродуктивных органов растений. (6
часов)Формула и диаграмма цветка. Особенности организации
околоцветника. Строение фертильных частей цветка. Опыление и
оплодотворение. Различные типы опыления. Соцветие. Строение
различных его типов. Строение и разнообразие плодов. Эволюция
плодов.Практическая работа :
Определение формул цветков различных растенийОпределение типов
соцветий и плодов.Раздел 4.Экология растений. (2 часа)Экологические
абиотические и биотические факторы, влияющие на
растение.Экологические группы растений по отношению к различным
экологическим факторам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучение в рамках программы программы направлено на обеспечение
достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания курса.Личностные
результатыЛичностные результаты отражают готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе, в том числе:В сфере
гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей, с которыми школьникам предстоит
взаимодействовать в рамках реализации программы «Практическая
ботаника»;
готовность к разнообразной совместной деятельности;
выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса.В
сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины в науке,
технологиях и трудовых достижениях народа.В сфере духовнонравственного воспитания:воспитание моральных ценностей и норм в
ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм;
осознание необходимости брать на себя ответственность в ситуации
экологического выбора, активное неприятие асоциальных поступков.В
сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства;
стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе
прикладного;
стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду.В
сфере экологического воспитания: применение социальных и
естественно-научных знаний для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.В сфере понимания ценности научного познания:
овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира, средством самосовершенствования человека;
овладение основными навыками исследовательской деятельности в
процессе изучения экологии, осмысление собственного опыта, анализ
своих поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели
индивидуального и коллективного благополучия.В сфере адаптации к
изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение
социального опыта и основных социальных ролей;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, получать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции; развитие
способности осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие, в том числе в сфере экологии;
умение оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую
среду;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия;формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации.Метапредметные результатыМетапредметные
результаты обучающихся, освоивших данный курс,
включают:Универсальные познавательные действия: выявлять дефицит
информации о той или иной стороне экологически значимой
деятельности, находить способы решения возникших проблем;
использовать вопросы как инструмент для познания;
аргументировать свою позицию, мнение;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе работы с
интернет-источниками;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого обсуждения в группе или в паре;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия, связанных с тем или иным экологически обоснованным
выбором;
применять различные методы при поиске и отборе информации,
связанной с экологически значимой деятельностью и дальнейшим
изучением курса;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию;
находить аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию в различных информационных источниках.
Универсальные коммуникативные действия: формулировать суждения в
соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий,
включённых в курс «практическая ботаника»;
выражать свою точку зрения;
понимать намерения других участников занятий курса «Практическая
ботаника», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым,
участвующим в занятиях;
в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и(или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких участников курса «Практическая
ботаника», проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия с действиями других участников курса.
Универсальные регулятивные действия: выявлять проблемы,
возникающие в ходе изучения курса «Практическая
ботаника»;ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые
в процессе включения в различные виды активности в сфере экологии;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть в рамках экологически
обоснованной деятельности; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку опыту,
приобретённому в ходе прохождения курса «Практическая ботаника»,
уметь находить позитивное влюбой ситуации;
уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
различать, называть и управлять собственными эмоциями;
уметь ставить себя на место другого человека, осознанно относиться к
другому человеку, его мнению, понимать мотивы и намерения
участников курса, осознанно относиться к нимПредметные
результаты:Обучающиеся должны знать следующие биологические
понятия:- особенности растительной клетки;- ткани растений и их
функции;- побег, корень: их строение, функционирование,
видоизменения в связи с адаптацией к конкретным условиям,
метаморфозы;-цветок, соцветие, плод: их организация, строение,
разнообразие;- экологические факторы и экологические группы
растений;- основные представители нашей флоры, а также основные
виды растений Свердловской области;- основные типы растительных
сообществ Средней России.Обучающиеся должны уметь и обладать
навыками:- работать с микроскопом, правильно настраивать освещение;готовить препараты различных органов растений для микроскопии;устанавливать функциональный смысл морфологических адаптаций
растений;- описывать условия произрастания растений по внешним
признакам;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Введение
2
2
Изучение клетки растений
5
2
3
Морфология вегетативных органов
растений
19
6
4
Морфология репродуктивных органов
растений
6
2
5
Экология растений
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
10
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Ботаника как наука
1
2
Роль растений в жизни планеты
1
3
Строение увеличительных
приборов
1
4
Микроскоп. Световая и
электронная микроскопия
1
5
Практическая работа "Определение
увеличения различных оптических
приборов."
1
6
Основные особенности
растительной клетки.
1
7
Практическая работа
"Приготовление микропрепарата
клеток и рассматривание их в
микроскоп."
1
8
Лист, его строение и
происхождение
1
9
Практическая работа "Изучение
внутреннего строения листьев на
поперечных срезах."
1
Контрольные
работы
Практические
работы
1
1
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
10
Лист как орган фотосинтеза.
1
11
Лист как орган транспирации.
1
12
Практическая работа "Изучение
устьичного аппарата на препаратах
эпидермы листа."
1
13
Старение листа, листопад.
1
14
Стебель. Его происхождение,
характерные особенности.
1
15
Стебель как орган проведения
веществ. Ксилема и флоэма.
1
16
Практическая работа "Изучение
ксилемы на поперечных и
продольных срезах."
1
17
Стебель как опора. Стебли
травянистых и древесных растений
1
18
Практическая работа "Изучение
механических тканей стебля и их
топография."
1
19
Понятие о побеге. Строение,
разные типы побегов.
1
20
Почка-зачаточный побег. Виды
почек
1
21
Корень, его строение и
происхождение
1
22
Зоны корня
1
23
Практическая работа "
1
1
1
1
1
Проращивание семян различных
видов растений "
24
Механические свойства корня
1
25
Практическая работа "Изучение
распределения механических
тканей в корне на поперечных
срезах."
1
26
Метаморфозы вегетативных
органов высших растений
1
27
Формула и диаграмма цветка.
Особенности организации
околоцветника
1
28
Практическая работа "определение
формул цветков различных
растений"
1
29
Опыление и оплодотворение.
Различные типы опыления.
1
30
Соцветие. Строение различных его
типов.
1
31
Строение и разнообразие плодов.
Эволюция плодов.
1
32
Практическая работа:
"Определение типов соцветий и
плодов."
1
33
Экологические абиотические и
биотические факторы, влияющие на
1
1
1
1
растение.
34
Экологические группы растений по
отношению к различным
экологическим факторам.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
34
0
10
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы