Анализ воспитательной деятельности педагогического коллектива МОУСОШ №9 в 2024-2025 учебном году

Анализ
воспитательной деятельности педагогического коллектива
МОУСОШ №9 в 2024-2025 учебном году
РАЗДЕЛ 1.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
Основными документами, на которых основывалась воспитательная работа в 20242025 учебном году, являлись:
− Рабочая программа воспитания.
− Календарный план воспитательной работы.
− Календарный план воспитательной работы по Технологии «Применение оценки
личностных результатов, обучающихся при планировании воспитательной работы»
− Планы работы с классными коллективами классных руководителей.
− План работы психолога.
− План работы Совета профилактики.
− План внеурочной деятельности.
− План работы Совета обучающихся.
− План работы Совета родителей.
− План работы первичного отделения РДДМ «Движение первых».
− План работы советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими
общественными объединениями.
− План работы Штаба воспитательной работы.
− План работы Центра детских инициатив.
− План профориентационной работы школы.
− Положение о ВСОКО.
− Локальные акты (положения, правила, порядки и др.).
− Приказы, касающиеся организации воспитательной работы.
Общая цель воспитания обучающихся в школе: развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе традиционных российских ценностей (жизни,
достоинства, прав и свобод человека, патриотизма, гражданственности, служения Отечеству
и ответственности за его судьбу, высоких нравственных идеалов, крепкой семьи,
созидательного труда, приоритета духовного над материальным, гуманизма, милосердия,
справедливости, коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения, исторической памяти и
преемственности поколений, единства народов России), а также принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда
и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
Задачи воспитания:
- усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям
(их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения
полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения образовательных программ в соответствии
с ФГОС НОО, ООО, СОО.
Воспитательная работа осуществлялась по следующим основным направлениям
1

воспитательной деятельности:
− гражданское воспитание;
− патриотическое воспитание;
− духовно-нравственное воспитание;
− эстетическое воспитание;
− формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального
благополучия;
− трудовое воспитание;
− экологическое воспитание;
− ценность научного познания.
На 2024-2025 учебный год были поставлены следующие задачи:
1. Обеспечить реализацию актуализированной рабочей программы воспитания с
учетом выявленных дефицитов по результатам анализа воспитательной работы в 20232024 учебном году.
2. Обеспечить качественную реализацию курсов внеурочной деятельности
«Разговоры о важном», «Россия – мои горизонты», а также использование
государственной символики в образовательном процессе, включая еженедельную
церемонию поднятия (спуска) Государственного флага РФ.
3. Обеспечить функционирование на базе школы новых структур воспитания:
первичной ячейки Общероссийского общественно-государственного движения детей и
молодежи "Движение Первых", Центра детских инициатив и Штаба воспитательной
работы.
Основные виды, формы и содержание воспитательной деятельности:
− Основные школьные дела.
− Классное руководство.
− Урочная деятельность.
− Внеурочная деятельность.
− Взаимодействие с родителями (законными представителями).
− Самоуправление.
− Профориентация.
− Профилактика и безопасность.
− Внешкольные мероприятия.
− Организация предметно-пространственной среды.
− Школьные медиа.
− Детские общественные объединения.
− Социальное партнёрство.
− Школьный музей
− Добровольческая деятельность
Выводы:
1. Нормативное обеспечение воспитательной работы соответствует требованиям и
является достаточным.
2. Основные
цель,
задачи,
направления
и
содержание
воспитания
соответствуют Федеральным образовательным программам всех уровней
образования (НОО - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18 мая 2023 г. № 372, п. 28; ООО - приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 18 мая 2023 г. № 370, п. 30; СОО - приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371, п. 30).
3. Положение о ВСОКО включает оценку результатов воспитания, уровня
сформированности ценностных ориентаций, воспитательной среды в части анализа
воспитательного процесса по видам совместной деятельности.

2

РАЗДЕЛ 2.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Руководящий состав:
Директор школы – осуществление контроля развития системы организации
воспитания обучающихся.
Заместитель директора по ВР - организация воспитательной работы в
образовательной организации: анализ, принятие управленческих решений по результатам
анализа, планирование, реализация плана, контроль реализации плана. Контроль
организации питания в образовательной организации. Кураторство деятельности Совета
обучаюихся, волонтёрского объединения, Совета родителей, деятельности объединений
дополнительного образования, Школьного спортивного клуба, педагога-психолога,
социального педагога, педагогов дополнительного образования, классных руководителей.
Обеспечение работы «Навигатора дополнительного образования» в части школьных
программ.
Заместители директора по УВР – осуществление контроля реализации
воспитательного потенциала урочной и внеурочной деятельности, организация работы с
неуспевающими и слабоуспевающими учащимися и их родителями (законными
представителями),
учителями-предметниками.
Организация
методического
сопровождения и контроля учителей-предметников по организации индивидуальной
работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися, одаренными учащимися,
учащимися с ОВЗ, из семей «группы риска».
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными
объединениями - вовлечения детей и молодежи в общественно полезную деятельность,
направленную на формирование у них духовных, нравственных ценностей и установления
правильных социальных ориентиров.
Педагогический состав:
Социальный педагог– организация работы с обучающимися, родителями (законными
представителями),
классными
руководителями,
учителями-предметниками
по
профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, детского
неблагополучия в том числе в рамках межведомственного взаимодействия. Проведение в
рамках своей компетентности коррекционно-развивающей работы с учащимися «группы
риска» и их родителями (законными представителями). Организация разработки КИПРов
(при наличии обучающихся категории СОП), обеспечение их реализации, подготовки
отчетов о выполнении.
Педагог-психолог - организация психологического сопровождения воспитательного
процесса: проведение коррекционных занятий с учащимися, состоящими на различных
видах учёта; проведение консультаций родителей (законных представителей) по
корректировке детско-родительских отношений, обучающихся по вопросам личностного
развития. Проведение занятий с обучающимися, направленных на профилактику
конфликтов, буллинга, профориентацию и др.
Педагоги-дополнительного образования– разработка/корректировка, обеспечение
реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Классные руководители - организация воспитательной работы с обучающимися и
родителями на уровне классного коллектива.
Вывод:
1. Обеспеченность воспитательной работы кадрами составляет 100%.
2. Ограничение деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию
с детскими общественными объединениями реализацией мероприятий Росдетцентра.
Рекомендации:
1. Советнику директора по воспитанию и взаимодействию с детскими
общественными объединениями организовать работу по функционированию
ученического самоуправления.
3

РАЗДЕЛ 3.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Методическое сопровождение воспитательной работы в 2024-2025 учебном году
было организовано преимущественно с использованием административного ресурса
через:
1. Организацию работы школьного методического объединения классных
руководителей.
2. Проведение цикла семинаров-практикумов для классных руководителей и
учителей-предметников по следующим темам:
− Технология планирования воспитательной работы с классом на учебный год.
− Как обеспечить качественный мониторинг личностных результатов обучающихся.
− Профилактика буллинга в классных коллективах.
− Школьный урок как основной ресурс воспитания обучающихся.
− Организация работы с родителями в рамках рабочей программы воспитания.
− Эффективные формы взаимодействия с обучающимися.
− Профилактика суицидального поведения обучающихся.
− Профилактика экстремизма в подростковой среде.
3. Оформление тематических буклетов, инфо-карточек для классных руководителей,
обучающихся и их родителей (законных представителей).
4. Подготовку/подбор материалов для проведения тематических классных часов.
5. Разработку методического пособия по планированию воспитательной работы с
классным коллективом.
6. Методические разработки классных руководителей МОУ СОШ№9 г.Сердобска
(внеклассные мероприятия, классные часы и др.)
Также в рамках методического сопровождения воспитательной работы было
организовано прохождение курсов повышения квалификации по вопросам воспитания
обучающихся и участие в онлайн и офлайн вебинарах, семинарах.
Все педагогические работники (100%) приняли участие в вебинарах и семинарах,
посвященных вопросам воспитания обучающихся.
Одной из форм повышения квалификации является участие педагогов в
профессиональных конкурсах. В 2024-2025 учебном году участие в профессиональных
конкурсах приняли следующие педагоги:
− Пичугина Д.В. – участник 11 областного форума молодых педагогов «Будущее- за
профессионалами»;
− Фролов С.Н., Мичкасова Е.П., Хохлова Ю.Ю., Пичугина Д.В. – призеры
региональной игры «Профсоюзные знатоки»;
− Фролов С.Н. – спикер 11 областного форума молодых педагогов «Будущее- за
профессионалами»;
− Зоркова О.С. – участникпризер муниципального этапа Всероссийского конкурса
профессионального мастерства «Учитель года- 2025»;
− Цыганкова К.А. – участник муниципального фестиваля творчества молодых
педагогов Сердобского района «К вершинам мастерства- 2025»
− Пичугина Д.В., Колесникова С.В. – участники 33 международных Рождественских
образовательных чтений;
− Дубовицкая Т.Е. – победитель регионального конкурса методических разработок
«Физкультурный прорыв»;
− Дубовицкая Т.Е. – лауреат премии в области образования «Призвание» в номинации
«Сердце отдаю детям».
С целью создания целостной системы воспитания школы, повышения уровня
методической работы и в рамках проекта «Школа Минпросвещения России» в школе
работал Штаб воспитательной работы, который продолжит свою деятельность в 20252026 учебном году.
4

Также в рамках методического сопровождения воспитательной работы было
организовано участие в онлайн и офлайн вебинарах, семинарах.
Участие в вебинарах, посвященных вопросам воспитания в 2024-2025 учебном году
прошли 43 педагога, что составило 100% всего педагогического коллектива.
Методические совещания:
1. Рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы в
рамках федеральной основной общеобразовательной программы
2. Организация деятельности первичного отделения Российского движения детей и
молодежи: опыт, проблемы.
3. Ученическое самоуправление в школе: нормативная база, содержание
деятельности.
4. Организация деятельности классных руководителей: положение о классном
руководстве, документация классного руководителя, цикл семинаров-практикумов
для классных руководителей.
5. Мониторинг результатов воспитательной деятельности: инструментарий,
диагностики, использование онлайн-сервисов.
6. Школьный музей как ресурс гражданско-патриотического воспитания.
7. Новые практики воспитательной работы: тематические недели с использованием
интерактивных локаций и тематических активностей.
Тематические мероприятия:
1. Онлайн-флешмоб «С любовью к бабушкам и дедушкам...», посвященная
Международному дню пожилых людей.
2. Фото выставка-онлайн, посвященная Дню защиты животных.
3. Общешкольная акция «Неделя толерантности».
4. Неделя «Новогодний переполох».
5. Тематические активности «Неделя российской науки», посвященные Дню
российской науки.
6. Интерактивная игра «Космический бум».
7. Конкурс боевых листков, посвященный 80-ой годовщины победы в Великой
Отечественной войне.
8. Интерактивная игра «Великая Отечественная война».
Выводы:
1. Методическое сопровождение осуществлялось согласно плану с использованием
преимущественно административного ресурса. Ресурс педагогов (личностный,
профессиональный) использовался недостаточно.
2. Количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам
воспитания и социализации обучающихся, составил 100%.
3. В результате работы Штаба по воспитательной работе действия различных
школьных субъектов и структур в области воспитания стала более согласованной, однако,
план работы Штаба по воспитательной работе реализован не в полном объеме.
Рекомендации:
1. Организовать формирование и развитие необходимых для успешной реализации
программы воспитания компетенций.
2. Обеспечить в 2025-2026 учебном году прохождение курсов повышения
квалификации по вопросам воспитания не менее 50% педагогических работников школы.
3.
По мере прохождения педагогами курсов повышения квалификации из их
числа организовывать временные методические группы с целью внедрения результатов
обучения в практику.
4. При организации деятельности Штаба воспитательной работы использовать
положительный опыт других школ. Обеспечить 100% выполнение запланированных
мероприятий.
5

РАЗДЕЛ 4.
КАЧЕСТВО РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
4.1. АНАЛИЗ ВИДОВ, ФОРМ И СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитательная деятельность школы в 2024-2025 учебном году была представлена
пятнадцатью основными модулями.
Для качественной оценки воспитательной деятельности использовались следующие
материалы:
− справка по итогам анализа воспитательной работы на уровне классных коллектив;
− справки по итогам внутришкольного контроля по вопросам воспитания;
− отчет-анализ работы социального педагога, педагога-психолога;
− результаты мониторинга уровня сформированности личностных результатов
обучающихся;
− отчеты педагогов дополнительного образования;
− справки по итогам посещения уроков, занятий объединений дополнительного
образования, воспитательных мероприятий.
4.1.1. Основные школьные дела
Основные школьные дела – это охватывающие всю школу или какую-либо параллель
обучающихся школьные мероприятия, в подготовке и проведении которых совместно с
педагогами принимают участие обучающиеся: ребята из Совета обучающихся, активисты
РДДМ «Движение первых», участники волонтёрского отряда «Радуга», творческие
группы, создаваемые из заинтересованных обучающихся на момент подготовки и
проведения мероприятия.
При проведении школьных мероприятий использовались разнообразные
интерактивные локации, тематические активности. Это позволило придать мероприятиям
формат событийности, ненавязчивости, в свободном режиме вовлечь в мероприятие
большое количество обучающихся.
В 2024-2025 учебном году были проведены следующие школьные дела:
− Проведение праздничной линейки, посвященной Дню знаний.
− Ярмарка «Дары осени».
− Акция «Чистый двор».
− Праздничные мероприятия «Любимые учителя».
− Праздник белых журавлей.
− Посвящение в юнармейцы.
− Акция «Мы против курения».
− Посвящение в «Орлята России».
− «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию принимающего
отношения.
− Правовые часы, посвященные Конституции РФ.
− Проведение школьного этапа Всероссийской военно-патриотической игры «Зарница
2.0».
− Смотр-конкурс «Мы украшаем школу».
− Праздничные мероприятия «К нам стучится Дед Мороз».
− Акция «Зимние забавы».
− Соревнования по лыжным гонкам «Мандариновые гонки».
− Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб».
− День российской науки.
− Школьный фестиваль патриотической песни.
− Историческая интеллектуальная игра «1418».
− Акция «Чистый город».
6

− Гагаринский урок «Космос – это мы»
− Конкурс боевых листков.
− Проведение праздничной линейки, посвященной Последнему звонку.
Анализ проведения школьных дел показал, что при их организации наиболее успешно
проходят этапы совместной подготовки и проведения. Незначительно увеличилось число
обучающихся и педагогов, привлекаемых к планированию мероприятий, а также
количество классов, в которых проводится этап подведения итогов, рефлексии.
Выводы:
1. Уровень организации школьных дел незначительно повысился и составляет выше
среднего.
2. Круг привлекаемых к подготовке обучающихся и педагогов расширился, однако,
по-прежнему является недостаточным.
3. Технология проведения школьных дел в большинстве классных коллективов
реализуется не в полном объеме.
Рекомендации:
1. К планированию и подготовке школьных дел привлекать не только творческие
группы обучающихся на уровне школы, но и творческие группы на уровне классных
коллективов, что позволит повысить заинтересованность обучающихся данным
мероприятием, охватить большее количество обучающихся.
2. Обеспечить полноценную реализацию технологии проведения школьных дел не
менее, чем в 30% классных коллективах: совместное с обучающимися планирование,
подготовка, проведение и анализ.
4.1.2. Классное руководство
Классное руководство в 2024-2025 учебном году осуществляли 25 классных
руководителей, деятельность которых регламентируется Положением о классном
руководстве.
Основной документ, на основании которого осуществляется воспитательная работа
классного руководителя с классным коллективом – план воспитательной работы.
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как деятельности,
направленной на решение задач воспитания и социализации обучающихся,
предусматривала:
− планирование и проведение классных часов/мероприятий не реже 1 раза в неделю;
− еженедельное проведение занятий курсов внеурочной деятельности «Разговоры о
важном» (1-11 классы), «Россия – мои горизонты» (6-11 классы);
− инициирование и поддержку участия класса в школьных делах;
− организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел;
− сплочение коллектива через организацию различных мероприятий;
− ознакомление и контроль соблюдения Правил внутреннего распорядка обучающихся;
− изучение особенностей личностного развития обучающихся;
− доверительное общение и поддержку обучающихся в решении различных проблем;
− консультации с учителями-предметниками;
− организацию работы с родителями (законными представителями) обучающихся:
проведение родительских собраний (не реже 1 раза в четверть), регулярное
информирование родителей по вопросам ответственности родителей за воспитание детей,
привлечение к проведению школьных и классных мероприятий, организацию участия в
общешкольных собраниях, конференциях.
Анализ планов воспитательной работы и собеседований с классными руководителями
показал, что 20% классных руководителей по-прежнему испытывают затруднения в части
определения задач воспитательной работы на учебный год и подборе содержания,
необходимого для решения поставленных задач.
7

Анализ деятельности классных руководителей в течение учебного года выявил ряд
достижений и дефицитов.
Среди достижений:
− качественное проведение бо́льшей частью классных руководителей занятий курсов
внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (1-11 классы), «Россия – мои горизонты»
(6-11 классы);
− организация участия учащихся 1-11 классов в муниципальных творческих
конкурсах;
− высокий интерес обучающихся к классным мероприятиям, интерес родителей к
классным мероприятиям – выше среднего;
− уважительное отношение большинства обучающихся к классному руководителю;
− удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся качеством
взаимодействия с классным руководителем.
Среди выявленных дефицитов:
− нерегулярное проведение классных часов в 5-11 классах;
− не всегда время, выделенное для проведения занятий курсов внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» (1-11 классы) и «Россия – мои горизонты» (6-11
классы), использовалось частью классных руководителей по назначению и наполнялось
заданным программой содержанием;
− недостаточная активность классных руководителей 5-11 классов при вовлечении
обучающихся в муниципальные и региональные мероприятия;
− при организации классных мероприятий преобладание мероприятийного, а не
деятельностного подхода.
Анализ организуемой классным руководителем работы с родителями показал, что
уровень вовлеченности родителей в воспитательный процесс выше среднего: родители
принимают участие в совместных детско-взрослых мероприятиях, классных и
общешкольных родительских собраниях.
Выводы:
1. Деятельность большинства классных руководителей организована в соответствии с
Положением о классном руководстве и рабочей программой воспитания.
2. Количество классных руководителей, использующих при проведении классных
мероприятий деятельностный подход, увеличилось на 10%.
3. С большинством обучающихся и их родителей (законных представителей)
классными руководителями выстроены конструктивные отношения.
4. Часть классных руководителей не соблюдает установленные сроки предоставления
необходимой документации, требуемой информации.
5. У части классных руководителей не сформирована в полной мере компетентность
планирования воспитательной работы с обучающимися.
6. Не удалось внедрить систему внешнего мониторинга эффективности деятельности
классного руководителя.
Рекомендации:
1. Использовать при организации классных мероприятий деятельностный подход.
Включить в практику активные формы работы: социальные проекты, дискуссии, дебаты,
квесты, занятия с элементами тренинга, решение кейсов, проигрывание игровых ситуаций
и т.д.
2. При организации родительских собраний придерживаться утвержденной
тематической циклограммы.
3. Обеспечить регулярное и качественное проведение классных часов (не реже 1 раза
в неделю), а также занятий курсов внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (1-11
классы) и «Россия – мои горизонты» (6-11 классы).
4. Обеспечить своевременное предоставление необходимой документации и
запрашиваемой информации.
8

5. В течение учебного года организовать участие класса в не менее одном
муниципальном, региональном или федеральном конкурсе/мероприятии.
6. Регулярно проводить мероприятия, направленные на формирование позитивных
межличностных отношений между обучающимися класса. Осуществлять ежедневное
педагогическое наблюдение за отношениями учащихся в классе, в случае выявления
проявлений буллинга незамедлительно предпринимать необходимые действия.
7. Внедрить в 2025-2026 учебном году систему внешнего мониторинга
эффективности деятельности классного руководителя.
8. Обеспечить регулярное информирование родителей (законных представителей)
обучающихся об успехах, неудачах ребенка в школе.
9. Организовать
проведение
консультаций,
практикумов
для
классных
руководителей по технологии планирования: выявление проблемы, формулировка цели и
задач, определение совместно с детьми мероприятий, направленных на решение задач и
устранение выявленных дефицитов.
6.1.3. Урочная деятельность
Анализ рабочих программ по учебным предметам показал, что все учебные
программы содержат целевые ориентиры результатов воспитания, а также тематику в
соответствии с календарным планом воспитательной работы.
При посещении уроков было выявлено, что бо́льшая часть педагогов использует на
своих уроках методы, методики и технологии, оказывающие воспитательное воздействие
на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; обеспечивает привлечение внимания
обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий.
Однако, части обучающихся по-прежнему чаще всего неинтересно на уроках: больше
половины обучающиеся ответили, что им интересно на уроках и они с
удовольствием участвуют в организуемой учителем деятельности. Среди причин
отрицательных ответов указывается то, что на уроках скучно, уроки ведутся
монотонно и однообразно, нет интересной деятельности, не нравится предмет,
немногие педагоги на своих уроках применяют интерактивные формы учебной работы.
С целью повышения эффективности воспитательного потенциала урока в 2024-2025
учебном году для педагогического коллектива школы был проведен семинар-практикум
«Школьный урок как основной ресурс воспитания обучающихся», участие в котором
приняли 87% педагогов школы, однако, дальнейшее сопровождение и отслеживание
озвученных на семинаре требований, методов и приёмов работы организовано не было.
Выводы:
1. Уровень реализации воспитательного потенциала школьных уроков средний
(недостаточный).
2. В части организации эффективной коммуникации с обучающимися и родителями
(законными представителями) обучающихся отмечается незначительное повышение
показателей (улучшение), однако, данный вопрос по-прежнему требует внимания.
Рекомендации:
1. Учителям-предметникам
при проведении уроков и взаимодействии с
обучающимися:
− использовать методы и приемы, направленные на формирование интереса
обучающихся к предмету;
− использовать игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы;
− побуждать задумываться обучающихся о ценностях, нравственных вопросах,
жизненных проблемах;

9

− выстраивать эффективную коммуникацию с обучающимися и их родителями, не
допускать оскорблений и унижений обучающихся, а также возникновения конфликтных
ситуаций.
2. Организовать сопровождение учителей-предметников в части усиления
воспитательного потенциала урока: консультации, посещение уроков.
3. Организовать проведение тренингов с педагогами по формированию навыков
эффективной коммуникации.
6.1.4. Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность в 2024-2025 учебном году была организована в
соответствии с письмами Минпросвещения России от 05.07.2022 N ТВ-1290/03, от 17
июня 2022 года № 03-871, от 15 августа 2022 года № 03-1190 «О направлении
методических рекомендаций», от 17 августа 2023 г. N ДГ-1773/05.
Модель плана внеурочной деятельности характеризуется преобладанием учебнопознавательной деятельности (наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности
по учебным предметам и формированию функциональной грамотности).
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного
процесса, обеспечивающая достижение единства образовательного пространства
Российской Федерации, преемственности содержания образовательных программ
начального общего и основного общего образования, возможности формирования
образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом
образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей,
детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для развития
воспитательной среды, реализация рабочих программ воспитания и календарных планов
воспитательной работы.
Внеурочная деятельность, организуемая в школе, состоит из трёх основных блоков:
− курсы внеурочной деятельности;
− объединения дополнительного образования;
− воспитательные мероприятия, в том числе в рамках деятельности РДДМ
«Движение первых».
Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое,
интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие
обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую
поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным
условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная
направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания МОУ СОШ№9
г.Сердобска. С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются
через реализацию модели плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности,
когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и
формированию функциональной грамотности.
В 2024-2025 учебном году в соответствии с письмом Минпросвещения России от
17.06.2022 N 03-871 "Об организации занятий "Разговоры о важном" на всех уровнях
образования была продолжена реализация курса внеурочной деятельности «Разговоры о
важном», занятия которого проходили еженедельно по понедельникам первым уроком.
Занятия проводились классными руководителями. Анализ реализации данного курса
выявил ряд проблем:
− не всегда время, выделенное для проведения занятий курса, использовалось частью
классных руководителей по назначению и наполнялось заданным программой
содержанием;
10

− отсутствие в части классных кабинетов проекторов не позволило в полной мере
реализовать содержание программы курса, что снизило его эффективность.
Также в соответствии с письмом Минпросвещения России от 17 августа 2023 г. N ДГ1773/05 в 2023-2024 уч. году в 6-11 классах начата реализация курса внеурочной
деятельности «Россия – мои горизонты». Основная проблема при реализации курса:
недостаточность у классных руководителей знаний и навыков в области
профессиональной ориентации обучающихся.
На уровне начального общего образования помимо курса «Разговоры о важном» были
реализованы следующие курсы внеурочной деятельности:
− «Функциональная грамотность»
− «Краеведение»
− «Подвижные игры»
− «Мир профессий»
− «Семьеведение»
− «Школа любознательных»
− «Твори добро»
− «Умницы и умники»
− «Орлята России»
− «Занимательная математика»
− «Финансовая азбука»
− «Читалочка»
− «Экологические тропинки»
− «Волшебные пальчики»
− «Секреты русского языка»
На уровне основного общего образования помимо курсов «Разговоры о важном» и
«Россия – мои горизонты» были реализованы следующие курсы внеурочной
деятельности:
− «Оранжевый мяч»
− «Русская лапта»
− «Краеведение»
− «Семьеведение»
− «В мире финансовой грамотности»
− «Профориентация»
− «Хоровое пение»
− «Россия- мои горизонты»
− «Основы здоровья человека»
− «Избранные вопросы в математике»
− «Занимательная физика»
− «Высшие технологии»
− «Трудные вопросы по обществознанию»
− «Практикум по математике»
− «Избранные вопросы математики»
− «Углубление и рассмотрение стандартных тем школьного курса математики»
− «Химия в сельском хозяйстве»
− «Экспериментальная химия»
− «Трудности русского языка»
− «Путешествие по просторам России»
− «Русский язык. Трудные вопросы ОГЭ»
− «Мир танца»

11

На уровне среднего общего образования помимо курсов «Разговоры о важном» и
«Россия – мои горизонты» были реализованы курсы внеурочной деятельности:
− «Оранжевый мяч»
− «Краеведение»
− «Семьеведение»
− «Хоровое пение»
− «Трудные вопросы обществознания»
− «Трудные вопросы истории»
− «Основы генетики человека»
− «Сложные вопросы биологии»
− «Практикум решения задач по математике»
− «Математика для всех»
− «Мир Python»
− «Математическая вертикаль»
− «Физика в тестах и задачах»
− «Вещества вокруг нас»
− «Совершенствуй свой английский»
− «Русский язык. Трудные вопросы ЕГЭ»
Анкетирование обучающихся показало, что большая часть опрошенных считают, что
занятия курсов внеурочной деятельности, которые они посещают, не похожи на уроки,
интересны и увлекательны.
В 2024-2025 учебном году в школе была организована деятельность 10 объединений
дополнительного образования:
Направленность
Название программы
Техническая
Художественная
Социально-гуманитарная

«Увлекательный мир робототехники»
«Созвездие Девятки»
«Поиск»
«Сыны Отечества»
«Орлята России»
«Финансовая грамотность»
«Мы начинаем КВН»
«Мы- твои друзья»
«Профпроект»
Физкультурно-спортивная
«Подвижные игры»
Все
дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы реализованы в полном объеме.
Результативность программ подтверждается достижениями обучающихся в
конкурсах и соревнованиях различных уровней.
Следующая составляющая внеурочной деятельности - воспитательные мероприятия
различных направленностей, организуемые на двух уровнях: уровне классного коллектива
и уровне школы – информация о них представлена в разделах «Классное руководство» и
«Основные школьные дела».
Выводы:
1. В школе реализуются разнообразные виды внеурочной деятельности школьников:
игровая,
познавательная,
проблемно-ценностное
общение,
досуговоразвлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество,
трудовая, спортивно-оздоровительная деятельность, краеведческая.
12

2. Интерес обучающихся к курсам внеурочной деятельности средний.
3. В школе отсутствуют места предъявления обучающимися результатов своей
внеурочной деятельности, где бы с ними могли ознакомиться родители, другие
школьники, гости.
4. В большинстве 6-11 классов курс внеурочной деятельности «Россия – мои
горизонты» реализуется на среднем уровне.
5. Включение обучающихся в проекты, реализуемые по линии Движения первых и
мероприятия по линии Росдетцентра позволило увеличить количество обучающихся,
принимающих участие в социально-значимой деятельности.
Рекомендации:
1. Организовать места предъявления обучающимися результатов своей внеурочной
деятельности (например, концерты, выставки, ярмарки, родительские собрания,
сообщество школы в ВК, сайт школы).
2. При организации занятий курсов внеурочной деятельности использовать
интересные обучающимся формы и приемы работы.
3. Активизировать работу отряда юных инспекторов движения через проведение не
менее двух акций/мероприятий в четверть.
4. Привлечь к проведению курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
педагога-психола.
5. Продолжить работу по вовлечению обучающихся в проекты и мероприятия,
проводимые по линии Движения первых и Росдетцентра.
5.1.5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся организуется на
двух уровнях:
− индивидуальном: индивидуальные консультации, беседы;
− групповом: родительские собрания, конференции, работа органов школьного
самоуправления, различных комиссий, родительские чаты в мессенджерах, сообщество
школы в социальной сети «Вконтакте».
Основные задачи работы с родителями в 2024-2025 учебной году:
− становление конструктивного взаимодействия педагогов с родителями для решения
актуальных проблем воспитания и обучения обучающихся, для поддержания постоянной
«обратной связи» с родителями;
− привлечение родителей к организации интересного и полезного досуга школьников;
− повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществлялась в
рамках следующих видов и форм деятельности:
− участие в управлении школой: продолжил свою деятельность Совет родителей
школы, представители которого участвовали в согласовании локальных актов школы, в
нормотворческой
деятельности,
осуществляли
взаимодействие
с
классными
родительскими активами, участвовали в решении школьных проблем, рассматривали
вопросы о наложении дисциплинарных взысканий на обучающихся. Участие
родителей в работе Управляющего совета школы;
− совместные с детьми и родителями мероприятия на уровне классных коллективов и
на уровне школы;
− участие в работе различных комиссий, сообществ: комиссии по урегулированию
споров между участниками образовательных отношений, Родительском патруле
(профилактика детского дорожно-транспортного травматизма), Родительском контроле
питания. Родительский патруль осуществлял свою деятельность каждую первую неделю
четверти на основании утверждённого положения, всего в работе Родительского патруля
приняли 38 родителей (законных представителей) обучающихся. Комиссия родительского
контроля питания проводила свою работу еженедельно согласно утвержденному плану
13

работы, участие в работе комиссии приняло 92 родителя;
− родительские собрания: тематика родительских собраний определена
утвержденной на уровне школы циклограммой, однако придерживаются данной
циклограммы лишь 60% классных руководителей. Участие в родительских собраниях
приняло 83% родителей;
− рассылка информации педагогического и психологического содержания в
родительских чатах в мессенджерах. В 2024-2025 учебном году было подготовлено и
размещено в родительских чатах 20 сообщений психолого-педагогического содержания.
Анализ воспитательной работы в классных коллективах показал, что интерес
родителей к классным мероприятиям выше среднего, большинство родителей
поддерживает участие ребенка в школьных делах.
Результаты анкетирования родителей подтверждают, что бо́льшей части педагогов
удалось установить конструктивное взаимодействие с родителями в вопросах воспитания
детей, однако, часть педагогов по-прежнему испытывают трудности в организации
диалога с родителями.
Выводы:
1. Недостаточное количество совместных с детьми и родителями мероприятий на
уровне школы.
2. Бо́льшая часть родителей прислушивается к мнению педагогов, считая их
профессионалами своего дела, помогает и поддерживает их.
Рекомендации:
1. Обеспечить организацию и проведение не реже одного раза в четверть совместных
с детьми и родителями мероприятий на уровне школы.
2. Повторно довести схему распределения функций и ответственности в школе до
сведения родителей (законных представителей) обучающихся.
3. Продолжить привлечение родителей (законных представителей) обучающихся к
участию в занятиях курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (1-11 классы),
организовать участие в занятиях курса внеурочной деятельности «Россия – мои
горизонты» (6-11 классы).
3.1.6. Самоуправление
Основным органом ученического самоуправления на уровне школы является Совет
обучающихся, деятельность которого была успешно организована в прошедшем учебном
году.
Основными направлениями деятельности парламента стали:
− нормотворческая деятельность - разработка и согласование локальных актов школы;
− проведение социальных акций и мероприятий;
− ведение сообщества школы в социальной сети «Вконтакте»;
− участие в работе Управляющего совета школы;
− организация работы с Советом старост.
Ребята организовали и провели ряд общешкольных мероприятий:
− Мероприятия в рамках дня учителя;
− Неделю толерантности;
− Праздничные мероприятия «К нам стучится Дед Мороз»;
− Неделю российской науки;
− Неделю «Мы – за здоровый образ жизни!»;
− Гагаринский урок «Космос- это мы».
Совет обучающихся также принимал участие в корректировке рабочей программы
воспитания, составлении календарного плана воспитательной работы, проведении
самоанализа воспитательной деятельности по итогам учебного года, предпринимал
действия по соблюдению обучающимися Правил внутреннего распорядка обучающихся.
Выводы:
1. По результативности деятельность Совета обучающихся осталась на уровне
14

прежнего учебного года и является результативной.
2. Не получилась в полном объеме организовать деятельность Совета старост.
Рекомендации:
1. При организации деятельности Совета старост использовать более эффективные
формы и более интересное содержание работы.
2. При организации ученического самоуправления использовать ресурс РДДМ
«Движение первых».
3.1.7. Профориентация
В рамках реализации данного модуля в школе был реализован профориентационный
минимум основного уровня, включающий следующие мероприятия:
− реализация курса внеурочной деятельности в 6-11 классах «Россия – мои
горизонты»;
− организация участия обучающихся 6, 7, 9, 10, 11 классов в профориентационном
проекте «Билет в будущее» - всего в проекте приняли участие 121 обучающийся;
− общешкольные мероприятия: Неделя профориентации, интерактивная игра «Город
мастеров»;
− просмотр с обучающимися уроков проекта «Шоу профессий»;
- профпробы – было организовано профпробы таких профессий, как ветеринар, поваркондитер, автослесарь, редактор, агроном);
− индивидуальное консультирование педагогом-психологом обучающихся и их
родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе
ими будущей профессии;
− знакомство с профессиями в рамках дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Выводы:
1. Профориентационный минимум основного уровня реализован в полном объеме.
2. Недостаточное использование профориентационных онлайн-ресурсов: «Шоу
профессий», «Навигатум», «ПроеКТОриЯ» и др.
Рекомендации:
1. Обеспечить реализацию основного уровня профориентационного минимума.
2. В течение учебного года в каждом классе организовать не менее одной
профориентационной экскурсии.
3. При организации профориентационной работы использовать ресурс онлайнсервисов (не менее двух раз в каждом классе).
3.1.8. Профилактика и безопасность
В целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе в 20242025 учебном году был организован и проведен ряд мероприятий:
− организация участия обучающихся 13-18 лет в социально-психологическом
тестировании. Участие в тестировании приняли 100% целевой аудитории. С
обучающимися и их родителями проведен необходимый комплекс мероприятий;
− мероприятия в рамках декад безопасности дорожного движения – Неделя
безопасности дорожного движения, включающая тематические активности, сообщения на
классных родительских собраниях, рассылка необходимой информации в родительских
чатах, инструктажи обучающихся, ежедневные «пятиминутки» безопасности в 1-4
классах;
− профилактические мероприятия с участием сотрудников МРЭО ГИБДД УМВД
России по Пензенской области;
− индивидуальная работа с обучающимися и их родителями (законными
15

представителями) в рамках работы Совета профилактики;
− инструктажи обучающихся (согласно утвержденного плана), письменное
информирование родителей об ответственности за безопасность и здоровье детей в
каникулярное время, а также ситуациях, связанных с риском для здоровья и безопасности
обучающихся;
− тематические классные часы и родительские собрания по вопросам профилактики
деструктивного поведения, правонарушений несовершеннолетних (согласно планам ВР
классных руководителей), в том числе с приглашением специалистов;
− психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным
направлениям (агрессивное поведение, зависимости, суицидальное поведение и др.);
− индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с обучающимися
групп риска, консультации с их родителями (законными представителями), в т. ч. с
привлечением специалистов учреждений системы профилактики;
− профилактические занятия, направленные на формирование социально
одобряемого поведения, развитие навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к
негативным воздействиям, групповому давлению;
− включение обучающихся «группы риска» в деятельность, альтернативную
девиантному поведению – школьные и городские мероприятия, конкурсы, соревнования,
программы дополнительного образования, деятельность детских общественных
организаций;
− деятельность Школьной службы медиации - службой проведено 4 мероприятия,
направленных на профилактику конфликтов, популяризацию медиации и идей
восстановительного подхода: Неделя толерантности, Неделя позитива, уроки
бесконфликтного общения в 3-6 классах, акция «Телефон доверия».
Анализ обращения педагогов, родителей и учащихся к специалистам социальнопедагогической службы и администрации школы показал, что основной проблемой
является проблема культуры межличностного взаимодействия между учащимися: при
выяснении отношений дети используют ненормативную лексику, оскорбления, угрозы,
психологическое и физическое воздействие, а также между учащимися и педагогами некоторые педагоги допускают неконструктивное взаимодействие с детьми и родителями,
которое провоцирует конфликты.
Также при организации профилактической работы осталась нерешенной проблема
прошлого учебного года - несогласованность действий различных субъектов
образовательного процесса при осуществлении работы с неуспевающими обучающимися
и как следствие – работа в режиме «скорой помощи», невозможность планирования
качественной профилактической и коррекционной работы.
С целью формирования и развития компетенций, необходимых для профилактики
буллинга в классных коллективах в 2024-2025 учебном году специалистами психологопедагогической службы была проведена серия семинаров-практикумов.
Выводы:
1. Недостаточный уровень организации работы по профилактике правонарушений и
буллинга в классных коллективах.
2. Данное направление работы по-прежнему характеризуется «мероприятийностью» и
отсутствием системности.
Рекомендации:
1. Классным руководителям обеспечить 100% охват обучающихся мероприятиями,
направленными на формирование навыков социально-одобряемого поведения, развитие
навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям.
2. Во всех классных коллективах обеспечить разработку и сопровождение
соблюдения Кодекса класса, размещение Кодекса в классных уголках.
3.1.9. Внешкольные мероприятия
В рамках реализации данного модуля мероприятия проводились на трёх уровнях: на
16

уровне классных коллективов, на уровне школы, вне школы.
На уровне классных коллективов в 2024-2025 учебном году было организовано 82
внешкольных мероприятий.
Часть внешкольных мероприятий была организована с использованием Пушкинских
карт - 46 коллективных организованных мероприятий.
Количество держателей Пушкинских карт на окончание учебного года составило 190
человек от обучающихся 14-18 лет, что соответствует целевым показателям.
На уровне школы внешкольные мероприятия были организованы в рамках
деятельности РДДМ «Движение первых». Это:
− школьный фестиваль «День Первых»;
− военно-патриотическая игра «Зарница-2.0»
Выводы:
1. Организация достаточного количество мероприятий вне школы в большинстве
классных коллективах.
2. Содержание внешкольных мероприятий включает как развлекательный, так и
познавательный и развивающий контенты.
Рекомендации:
1. В каждом классном коллективе обеспечить не менее одного внешкольного
мероприятия в четверть, в том числе в 8-11 классах – не менее двух мероприятий в
течение учебного года по Пушкинским картам.
2. При организации внешкольных мероприятий ориентироваться на различный по
содержанию контент (познавательный, развивающий, развлекательный).
3.1.10. Организация предметно-пространственной среды
Основной воспитательный потенциал данного модуля заключается в совместной
деятельности педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений
по созданию в школе предметно-пространственной среды, её поддержанию и
использованию в воспитательном процессе.
В течение учебного года совместно с обучающимися происходила разработка и
оформление событийного дизайна школы:
− к различным памятным событиям: Дню солидарности в борьбе с терроризмом
(оформление пространств у классных кабинетов, фойе 1 этажа); дню Победы (оформление
пространства у классных кабинетов, оформление окон школы), Дню России (оформление
окон);
− к праздникам: Дню учителя (оформление пространств у классных кабинетов,
оформление фойе 1 этажа), 8 марта (оформление фойе 1 этажа), Новому году (оформление
окон и кабинетов);
− к тематическим неделям: Неделя толерантности, Неделя российской науки, Неделя
«Мы – за здоровый образ жизни», Неделя позитива (оформление тематических локаций);
Отдельное направление работы – оформление тематических стендов к памятным
датам и событиям Российской Федерации с включением «интерактивного» элемента:
− День народного единства
− День неизвестного солдата
− День героев Отечества
− День Конституции РФ
− Год семьи
− День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
− Годовщина Сталинградской битвы
− День памяти жертв Холокоста
− День российской науки
− День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
− День защитника Отечества
17

− День родного языка
− Международный женский день
− Международный день театра
− День воссоединения Крыма с Россией
− День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
− День космонавтики
− День Победы
В подготовке материалов стендов и их оформлении активное участие принимали
ребята из Совета обучающихся, волонтерского отряда «Радуга», школьного медиацентра.
В 25 классных кабинетах в соответствии с Положением о классных уголках
оформлены классные уголки, включающие все необходимые элементы.
Также в течение учебного года было оформлено несколько выставок работ
обучающихся: фотовыставки «С папой в деле», «Мои домашние питомцы», «Профессия
моей мамы», выставки рисунков по финансовой грамотности, «Мы – за ЗОЖ!».
С целью реализации государственной политики в области патриотического
воспитания подрастающего поколения еженедельно по понедельникам в рамках
общешкольных линеек осуществлялась церемония поднятия Государственного флага и
исполнение гимна России, а также озвучивание важных дел на неделю, обозначение
государственных праздников, подводились итоги прошедших мероприятий, конкурсов,
соревнований.
Продолжена работа по озеленению пространства школы, а также школьного двора. На
территории школы обустроены дополнительные клумбы, организовано своевременное
выращивание рассады цветов для оформления клумб.
С целью поддержания чистоты и порядка в школе, а также для формирования
отношения к школе, как к значимому для обучающихся месту, в 2024-2025 учебном году
продолжено проведение акции «Чистый двор».
По-прежнему дополняет пространственную среду сообщество школы в социальной
сети «Вконтакте», которое наряду с сайтом школы, является обязательным официальным
аккаунтом образовательной организации и имеет статус госорганизации. Здесь в
привлекательной форме регулярно публикуются новости школы, фотоотчеты, полезная
информация для обучающихся и родителей в том числе по вопросам профилактики и
безопасности.
С 01.09.2023 г. рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России» и на
основании Письма Минпросвещения РФ от 20 мая 2022 г. № АБ-1367/02 О направлении
методических рекомендаций «Модернизация школьных систем образования» в школе
функционирует Центр детских инициатив (далее - ЦДИ), цель которого - создание
условий для всестороннего развития детей и подростков, детских и юношеских
общественных объединений. На базе ЦДИ проводятся заседания Совета обучающихся,
Совета старост, волонтерского отряда «Радуга», Совета родителей и Управляющего совета
школы, Штаба воспитательной работы, Школьной службы медиации, актива Движения
Первых, занятия объединений дополнительного образования, а также различные
мероприятия социальной направленности. Руководит ЦДИ советник директора по
воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Цыганкова
К.А. Оформление ЦДИ полностью соответствует методическим рекомендациям.
В 2024-2025 уч. году частично обновлены экспозиции школьного музея, в том числе
оформлены экспозиции. Организована системная работа по оформлению пространства
школы к памятным датам, тематическим неделям.
Выводы:
1. Отсутствует оформление коридоров школы, рекреаций начальной школы. Не
оборудованы зоны активного и спокойного отдыха, игровые зоны.
2. Имеется оборудованное место для оформления выставок творческих работ
обучающихся.
18

Рекомендации:
1. Продолжить работу по оформлению пространства школы к памятным датам,
тематическим неделям с включением «интерактивных» элементов.
2. Во всех классных кабинетах обеспечить оформление классных уголков с
обязательным включением в содержание государственной символики, Кодекса класса.
3.1.11. Школьные медиа
В 2024-2025 учебном году в школе функционировал школьный медиа центр, основной
задачей которого было ведение сообщества школы в социальной сети «Вконтакте».
Развитие сообщества осуществлялось в рамках школьного проекта «Школьные медиа
против деструктивных сообществ».
Цель проекта - наполнение новостных лент учащихся в социальной сети в Вконтакте
позитивным, социально-приемлемым контентом через публикацию постов в сообществе
школы.
Участники медиацентра:
− разработали современное, привлекающее внимание оформление сообщества
обложку, аватарку, дизайн постов;
− выявили, какие публикации пользуются наибольшим интересом обучающихся;
− составили план-контент, включающий не только новостную информацию, но и
развлекательную, познавательную и развивающую;
− организовали подготовку постов и регулярное наполнение сообщества позитивной
и социально-полезной информацией.
Данные мероприятия позволили повысить интерес обучающихся к сообществу, что
подтверждается увеличением количества просмотров, реакций и подписчиков, а также
уменьшить долю негативного контента в новостных лентах обучающихся.
Вывод:
1. Уровень организации школьного медиацентра в 2024-2025 учебной году
оценивается как высокий. Благодаря деятельности школьного медиацентра, сообщество
школы в ВК в настоящий момент можно назвать территорией воспитания.
Рекомендации:
1. Продолжить развитие школьного медиацентра через включение в контент-план
сообщества новых рубрик, использование интерактивных форм взаимодействия с
подписчиками.
2. Расширить состав школьного Медиацентра за счет привлечение обучающихся 8-9
классов.
3.1.12. Детские общественные организации
В 2024-2025 учебном году на базе школы функционировали первичные отделения
следующих детских общественных организаций:
− первичное отделение общероссийского общественно-государственного движения
детей и молодежи «Движение первых», в состав которого входили 54 активиста;
− школьное отделение всероссийского детско-юношеского общественного движения
Юнармия, в состав которого входили 89 обучающихся.
Активисты РДДМ принимали активное участие во всероссийских акциях, фестивалях
и конкурсах:
− всероссийский конкурс «Российская школьная весна»;
− региональный чемпионат по первой помощи;
− военно-патриотическая игра «Зарница 2.0»;
− всероссийская акция «Родные – любимые»;
− проект «Классные встречи»;
− проект «КВН. Дети»;
19

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

региональный фестиваль «Большая перемена»;
региональный конкурс рисунков «Новогодняя открытка»;
Всероссийский проект «Походы Первых»;
проект «Школьная классика»;
всероссийская акция «Новогодняя сказка»;
региональная акция "Марафон добрых дел";
всероссийская тематическая смена «Труд крут»;
всероссийский проект «В гостях у учёного»;
муниципальный фестиваль первичных отделений «Первых»;
региональная программа «Больше, чем путешествие»;
региональный
отборочный
этап
всероссийского
спортивного
проекта
«Вызов Первых».
Кроме этого, активисты РДДМ организовали и провели цикл встреч с успешными
людьми – жителями города Сердобска в рамках проекта «Классная встреча», ряд
общешкольных мероприятий.
Участники отряда «Юнармия» традиционно приняли участие в Вахте памяти «Пост №
1», а также стали участниками возложения цветов к мемориалу, посвященному
участником Великой Отечественной войны.
В сентябре 2023 г. школа включилась в реализацию программы развития социальной
активности учащихся начальной школы «Орлята России». На окончание 2024 -2025 уч. г.
программа реализуется в 8 классах начальной школы. В течение учебного года участники
проходили обучение по образовательным трекам – творческим заданиям для
коллективного выполнения. В рамках программы орлята приняли участие в значимых
всероссийских мероприятиях: акции: «Подарок для защитника», «Помоги зимующим
птицам». Сопровождение участие классов в программе осуществлял советник директора
по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Цыганкова
К.А.
Школьный спортивный клуб «Девяточка» создан с целью организации спортивномассовой и оздоровительной работы среди обучающихся. Функционирует с 13 сентября 2013
года. Основной целью клуба является развитие массовой физической культуры среди детей и
подростков, педагогов и родителей, людей всех возрастов. К приоритетным задачам клуба
относятся пропаганда здорового образа жизни, личностных и общественных ценностей
физической культуры и спорта.
В рамках деятельности ШСК ежегодно проводятся школьные спортивно-массовые
оздоровительные мероприятия: соревнования плаванию «Плывем от вредных привычек» и
хоккею «Хоккей в валенках», соревнования по полиатлону и многоборью среди учеников
школы и их родителей.
Основными видами спорта в ШСК «Девяточка» являются баскетбол, волейбол, легкая
атлетика, туризм, настольный теннис.
За 2024-2025 учебный год команды клуба стали победителями спартакиады учащихся
среди школ г.Сердобска, победителями и призерами областных, зональных и районных
соревнований по плаванию, баскетболу, волейболу, легкой атлетике, лапте.
Выводы:
1. Деятельность школьных первичных отделений всероссийских общественных
организаций в 2024-2025 учебном году была активной и результативной.
2. Обеспечено результативное участие в программе «Орлята России».
3. Работа ШСК показала положительную динамику по всем направлениям работы.
4. Наблюдается рост интереса учащихся к систематическим занятиям спортом,
повышение спортивных результатов и укрепление здоровья школьников.
20

Рекомендации:
1. Продолжить работу по вовлечению в РДДМ «Движение первых» новых членов.
2. Обеспечить участие в программе «Орлята России» 100% классных
коллективов начальной школы.
3. Увеличить количество спортивных секций для подготовки детей к спортивным
соревнованиям и сдаче норм ГТО.
3.1.13. Социальное партнёрство
Основными организациями-партнёрами школы в реализации рабочей программы
воспитания в 2024-2025 учебном году стали следующие организации:
МКУК «Историко-краеведческий музей» г. Сердобска
- ЦДТ г.Сердобска
- МАОУ ДО Плавательный бассейн "Парус"
- МБУ ДО ДХШ г.Сердобска
- МБУДО ДШИ Сердобского района
- МБОУ ДО ДЮСШ г.Сердобска

Выводы:
1. Взаимодействие с организациями-партнерами характеризуется системностью и
включенностью во все направления воспитательной работы школы.
Рекомендации:
1. Расширить круг организаций-партнеров, а значит и спектра воспитательных
воздействий за счет организаций регионального и федерального уровней.
3.1.15. Школьный музей
Целью деятельности школьных музейных комнат является содействие формированию
интереса к родной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям
прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков
исследовательской работы обучающихся, поддержка творческих способностей детей, а
также формирование гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания
среди обучающихся МОУСОШ №9 г.Сердобска.
В течение 2024-2025 учебного года была продолжена работа по расширению фондов
музея, разработке и проведению экскурсий для учеников школы и воспитанников детских
садов. Были проведены следующие экскурсии: «Знакомство с музеем», «Выпускники
школы- герои СВО», «Творческий путь В.Степанова». В рамках учебно-воспитательной
работы школьного музея были проведены мероприятия патриотической направленности:
«Блокадный хлеб», «День Героев», «День вывода советских войск из Афганистана», цикл
мероприятий, посвященных 80-летию Победы советских войск в Великой Отечественной
войне.
Выводы:
Работу школьного музея можно считать удовлетворительной, работа музея признана
полезной в деле сохранения и трансляции значимых вех истории. Дальнейшее развитие
школьного музея тесно связано с активизацией работы по наполнению фондов музея, с
обновлением экспозиций музея, тематических выставок.
Рекомендации:
1.
Продолжить работу по наполнению фондов музея и обновлению экспозиций
музея.
3.1.16. Добровольческая деятельность
Целью действующего на базе школы добровольческого (волонтерского) отряда
«Радуга» является развитие социальной самореализации учащихся путем ознакомления с
различными видами социальной активности, оказание посильной поддержки в решении
актуальных проблем местного сообщества, помощи нуждающимся категориям населения.
21

Основными направлениями деятельности волонтерского (добровольческого) отряда
«Радуга» являются досуговая деятельность (организация свободного времени детей,
подростков); трудовая помощь; оказание помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла и
пожилым людям; профилактика здорового и безопасного образа жизни; интеллектуальное
развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов); творческое развитие
(организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников); деятельность в рамках
охраны окружающей среды.
За 2024-2025 учебный год волонтерский отряд «Радуга» приняли участие в
следующих мероприятиях:
- подготовка концерта, посвященного Дню учителя;
- подготовка и проведение муниципального форума волонтеров «ДоброСердобск»;
- подготовка мероприятий, посвященных Новому Году;
- подготовка и проведение цикла мероприятий, посвященных празднованию 80-летию
Победы в ВОВ.
Выводы:
Волонтерское движение способствует приобретению обучающимися позитивного
социального опыта, который позволит в дальнейшем адаптироваться к условиям
современной жизни как активным гражданам, имеющим высокие моральные качества.
Рекомендации:
1. Продолжить работу волонтерского отряда «Радуга»
2. Увеличить численность отряда.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРАЗВИТИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Исследование уровня и динамики развития личности обучающихся проводилось
посредством мониторинга личностных результатов.
На основании приказа Министерства образования Пензенской области № 16-151 от
18.08.2023 «О внедрении в общеобразовательных организациях Пензенской области
технологии «Применение объективной оценки личностных результатов обучающихся при
планировании воспитательной работы» в МОУСОШ №9 г.Сердобска в октябре 2023 г. и
сентябре 2024 г. проведены мониторинги личностных результатов воспитания
обучающихся.
Приоритетные направления воспитательной работы в рамках Технологии: трудовое
(включая профориентационное); патриотическое, здоровьесберегающее.
В тестировании принимали участие обучающихся 11 классов (группа А - активные,
группа Б - пассивные), в количестве 29 человек.
Предметом анализа личностных результатов являлись показатели по всем основным
направлениям воспитания:
− гражданское воспитание;
− патриотическое воспитание;
− духовно-нравственное воспитание;
− эстетическое воспитание;
− физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия;
− трудовое воспитание;
− экологическое воспитание;
− ценность научного познания.
3.2.

22

Проанализировав результаты мониторингов личностных результатов, Рабочая группа по
внедрению Технологии «Применение объективной оценки личностных результатов
обучающихся при планировании воспитательной работы» отметила ухудшение показателей
по следующими критериям:
Патриотическое:
Сформированность внутриличностных основ для развития эмоционально-чувственного
неприятия проявлений неуважительного отношения к ценностям своей и других культур
(2023 год: группа А- 38,13%; группа В- 51,40%; 2024 год: группа А- 63,62%; группа В28,00%; норма критерия ≥ 76%; показатели критерия по результатам мониторинга ниже
нормы).
Трудовое (включая профориентационное):
Развитость способности самостоятельно эффективно действовать в условиях
постоянного обновления социальных и технологических реальностей (2023 год: группа А57,40%; группа В- 58,93%; 2024 год: группа А- 59,31%; группа В- 56,94%; норма критерия от
76% по 95,8%; показатели критерия по результатам мониторинга ниже нормы).
Развитость основных умений и навыков конструктивного взаимодействия, сотрудничества
со взрослым сообществом и сверстниками в социально значимых и трудовых аспектах
деятельности (2023 год: группа А- 59,33%; группа В- 62,80%; 2024 год: группа А- 67,31%; группа
В- 55,44%; норма критерия ≥ 75%; показатели критерия по результатам мониторинга ниже
нормы).
Развитость стремления к добросовестности конкуренции на основе приложения своего
труда в различных видах деятельности (2023 год: группа А- 52,80%; группа В- 62,20%; 2024
год: группа А- 27,54%; группа В- 65,31%; норма критерия ≥ 67%; показатели критерия по
результатам мониторинга ниже нормы).
Физическое (здоровьесберегающее):
Подтверждаемое на практике стремление поддерживать и совершенствовать культуру
тела, свою физическую развитость (2023 год: группа А- 49,53%; группа В- 42,33%; 2024 год:
группа- 22,46%; группа В- 51,31%; норма критерия ≥ 65%; показатели критерия по
результатам мониторинга ниже нормы).
Данные результатов мониторингов стали поводом для пересмотра отдельных форм
организации воспитательного пространства и некоторых событийных дел. Формы работы, от
которых пришлось отказаться: беседы, конкурсы стихов. Видоизменённые формы работы:
классные часы – отказ от традиционных форм проведения в пользу активного
применения проектных методик и поисково-исследовательской деятельности; беседыотказ от традиционных форм проведения в пользу круглых столов с применением проектных
методик. Новые формы работы: экологическая акция, работа по сбору материала и
оформлению экспозиций музейных комнат, круглые столы, конкурс школьных проектов,
тренинги, прохождение диагностик, соревнования по скиппингу.
Выводы:
1. В целом прослеживается положительная динамика уровня сформированности
личностных результатов обучающихся, что говорит о системной и целенаправленной
воспитательной работе, проводимой педагогическим коллективом школы.
Рекомендации:
1. В 2025-2026 учебном году на уровне классных коллективов, на уровне параллелей
и на уровне всех трёх уровней образования усилить работу по направлениям, показавшим
наименьшие результаты.
2. Классным
руководителям
запланировать
индивидуальную
работу
с
обучающимися, показавшими уровни критический и ниже среднего. При необходимости
использовать ресурс социально-психологической службы, дополнительного образования,
детских общественных организаций.
РАЗДЕЛ 5.
РЕАЛИЗАЦИЯ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Календарный план воспитательной работы был составлен на основании Примерного
23

календарного плана воспитательной работы на 2024/2025 учебный год, утвержденного
Минпросвещения России 11.08.2024 N АБ-211/06вн.и регионального календаря
образовательных событий.
Анализ реализации календарного плана выявил следующее:
Модуль
%
Не проведено/не реализовано
Качественный
реализаци
уровень
проведения
и плана
мероприятий
95%
Основные
− Митинг «Минувших лет святая слава», Высокий
школьные
посвященный дню окончания Второй
дела
мировой войны».
− Квиз, посвященный Международному
дню распространения грамотности.
96%
Классное
− Не во всех классных коллективах был Выше среднего
руководство
разработан Кодекс класса.
Урочная
80%
- Требования к воспитывающему
Средний
деятельность
уроку реализованы не в полном объеме.
Внеурочная
100%
Высокий
деятельность
87%
Взаимодейств
− Презентационная
площадка Выше среднего
ие с
объединений
дополнительного
родителями
образования школы.
(законными
представителя
ми)
87%
Самоуправле
− КТД «Уклад школьной жизни: каким он Выше среднего
ние
должен быть?»
Профориента
100%
Средний
ция
100%
Выше среднего
Профилактик
аи
безопасность
88%
Проведены не во всех классах.
Выше среднего
Внешкольные
мероприятия
93%
Организация
−
Конкурсы
(с
привлечением Средний
предметнородителей): на лучшее оформление
пространстве
школьной
библиотеки,
лучшее
нной среды
оформление холла 1 этажа.
Школьные
100%
Высокий
медиа
100%
Высокий
Детские
общественны
е организации
100%
Выше среднего
Социальное
партнёрство
77%
Школьный
−
Были
проведены
не
все Выше среднего
музей
запланированные экскурсии
100%
Высокий
Добровольческ
ая
деятельность
24

Причины реализации календарного плана не в полном объеме:
− Появление в течение года не включенных в план, но обязательных для проведения
и участия мероприятий.
− Утрата актуальности мероприятия.
Выводы:
1. Реализация календарного плана воспитательной работы с учетом запланированных
мероприятий составила 94%.
2. Средний качественный уровень проведения мероприятий – выше среднего.
Рекомендации:
1. При составлении календарного плана воспитательной работы на 2025-2026
учебный год строго придерживаться федерального календарного плана воспитательной
работы.
2. Учитывать при планировании региональные и муниципальные мероприятия, а
также мероприятия, организуемые по линии РДДМ «Движение первых», Росдетцентра (по
возможности).
3. Для составления календарного плана воспитательной работы создать рабочую
группу из числа педагогических работников, Совета обучающихся, Совета родителей.
РАЗДЕЛ 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Достижениями учебного года в данном направлении можно считать:
− оформление школьных коридоров и рекреаций;
− частичное оборудования зон отдыха для обучающихся.
Однако, существуют и проблемы в материально-техническом оснащении
воспитательного процесса:
− отсутствие мест активного и спокойного отдыха обучающихся в коридорах и
рекреациях, что не позволяет детям полноценно и безопасно отдохнуть на переменах,
влечет риск эмоционального перенапряжения, травмирования, возникновения
конфликтных ситуаций;
− отсутствие оборудованного орг. техникой места для учебной деятельности
обучающихся в свободное от уроков время, что не позволяет обучающимся рационально
использовать свободное время, повышая риск возникновения дискомфорта и совершения
нарушений правил;
Вывод:
1. Уровень
работы средний.

материально-технической

обеспеченности

воспитательной

Рекомендации:
1. Продолжить оборудовании мест активного и спокойного отдыха обучающихся в
коридорах и рекреациях.
2. Оборудовать место для учебной работы обучающихся в свободное от уроков
время: стол, стулья, компьютер, принтер.
ОБЩИЙ ВЫВОД:
1. В целом воспитательная работа педагогического коллектива в 2024-2025 учебном
году была организована в соответствии с обновленными федеральными
образовательными стандартами, а также федеральными и региональными документами,
нормативными актами.

2. Динамика уровня сформированности личностных результатов обучающихся
положительная.
3. Отмечается высокая результативность участия обучающихся в мероприятиях
25

социальной, творческой и спортивной направленностей.
ЗАДАЧИ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД:
1. Обеспечить качественную реализацию программы воспитания и календарного
плана воспитательной работы.
2. Организовать работу по восполнению выявленных ценностных дефицитов по
результатам мониторинга уровня сформированности личностных результатов
обучающихся на уровне классных коллективов, параллелей, уровней образования,
образовательной организации.
3. Продолжить работу по усилению воспитательного потенциала школьных уроков.
4. Обеспечить реализацию основного уровня профминимума.
5. Организовать
деятельность
по
формированию
школьного
уклада,
способствующего личностному развитию, воспитанию и социализации обучающихся,
профилактике буллинга, включая реализацию программы, направленной на формирование
и поддержку безопасной и психологически комфортной среды в образовательной
организации.
6. Продолжить реализацию обучающих семинаров-практикумов по реализации
событийного подхода при организации классных мероприятий.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».