Введение в программирование на Python

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ СЕРДОБСКОГО РАЙОНА
МОУ СОШ №9 г. Сердобска

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на Педагогическом
совете №1

Директор МОУСОШ
№9↵г.Сердобска

Протокол №1 от «27»
августа 2025 г.

________________________
Кудреватых О.А.
Приказ №195 от «27»
августа 2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 30DFDEA0E3C0AC68387DEF4EA057C7FA
Владелец: Кудреватых Ольга Анатольевна
Действителен: с 19.07.2024 до 12.10.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 7554069)
учебного предмета «Введение в программирование на Python»
для обучающихся 8 классов

Сердобск 2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целями изучения программированию на языке Phyton на уровне
основного общего образования являются:
основной целью данного учебного предмета является ознакомление
слушателя с объектно-ориентированным языком программирования Python, с
возможностями,
синтаксисом
языка,
технологией
и
методами
программирования в среде Python, обучение практическим навыкам
программирования на языке Python для решения типовых задач математики и
информатики
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического
прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об
информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности,
государства, общества, понимания роли информационных процессов,
информационных ресурсов и информационных технологий в условиях
цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического
мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в
современном информационном обществе, предполагающего способность
обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи,
сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее, определять шаги для
достижения результата и так далее;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе
знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования,
коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения
информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации
с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к
продолжению образования в области информационных технологий и
созидательной деятельности с применением средств информационных
технологий.
Основные задачи учебного предмета «Введение в программирование на
Python» – сформировать у обучающихся:
• развитие интереса учащихся к изучению программирования;
• знакомство учащихся с основами программирования в среде Python;
• овладение базовыми понятиями теории алгоритмов при решении
математических задач;
• формирование навыков работы в системе программирования Python;

формирование самостоятельности и творческого подхода к решению
задач с помощью средств современной вычислительной техники;
• формирование навыков алгоритмического и логического мышления;
• формирование навыков грамотной разработки программ;
• формирование практических навыков решения прикладных задач;
• формирование практических навыков разработки игр.
На изучение программирования на базовом уровне отводится 34 часа: в
8 классе – 34 часа (1 час в неделю).
•

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
История языков программирования. Компиляция и интерпретация.
Знакомство с Python и средой программирования IDLE.
Типы данных в программировании. Определение переменной. Ввод данных
с клавиатуры. Первая программа на Python.
Строки как последовательности символов.
Списки — изменяемые последовательности. Замена элементов в списке.
Логические выражения. Условный оператор. Инструкция if - elif - else.
Проверка истинности if - elif - else. Цикл For. Цикл While.
Кортежи. Словари. Множества. Основные задачи обработки массивов.
Введение в словари.
Сортировка выбором (поиск минимума и перестановка). Сортировка
пузырьковым методом.
Функции в программировании. Параметры и аргументы функций.
Локальные и глобальные переменные. Процедуры.
Файлы. Работа с файлами. Менеджеры контекста with .. as
Решение задач посредством языка программирования Python: Алгоритм
Евклида (нахождение наибольшего общего делителя); вычисление
факториала на языке
программирования Python; двоичный (бинарный) поиск элемента в массиве;
перевод чисел из
десятичной системы счисления в двоичную; решето Эратосфена - алгоритм
определения
простых чисел; сумма и произведение цифр числа; числа Фибоначчи
(вычисление с помощью
цикла while и рекурсии); тестирование простоты числа методом перебора
делителей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения дисциплины получают дальнейшее развитие
личностные

регулятивные,

коммуникативные

и

познавательно-

универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и
общепользовательская ИКТ–компетентность обучающихся, составляющая
психолого-педагогическую,

инструментальную

основу

формирования

способности и готовности к освоению систематических знаний, к их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, способности к
сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых
проблем

и

воплощению

решений

в

практику,

способности

к

самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают
развитие следующие метапредметные результаты:
.

умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения задач;

.

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль всей деятельности в процессе достижения
результата,

корректировать

свои

действия

в

соответствии

с

изменяющейся ситуацией;
.

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;

.

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;

.

умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласовании

позиций

и

учета

интересов;

аргументировать и отстаивать свое мнение;

формулировать,

.

формирование и развитие компетентности в области использования
информационно- коммуникационных технологий.

Вместе с тем, вноситься существенный вклад в развитие личностных
результатов:
. формирование ответственного отношения к обучению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
.

формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве

со

сверстниками,

взрослыми

в

процессе

образовательной, общественно-полезной, учебно- исследовательской,
творческой и других видах деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние
изучение курса оказывает на:
.

формирование знаний, умений и навыков при решении задач
информатики и программирования разных видов;

.

приобретение опыта использования информационных технологий в
индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том
числе проектной деятельности.

.

формирование информационной

и

алгоритмической

культуры;

формирование представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации; развитие основных навыков и
умений использования компьютерных устройстве;
.

формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель – и их свойства;

.

развитие

алгоритмического

мышления,

необходимого

для

профессиональной деятельности в современном обществе; развитие
умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических
значениях

и

операциях;

знакомство

с

одним

из

языков

программирования и основными алгоритмическими структурами –
линейной, условной и циклической;
.

владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики
в формирование современной научной картины мира;

.

овладение

понятием

алгоритмов

сложности

обработки

алгоритма,

числовой

и

знание

текстовой

основных

информации,

алгоритмов поиска и сортировки;
.

владение

универсальным

языком

программирования

высокого

уровня Python, представлениями о базовых типах данных и
структурах данных; умением использовать основные управляющие
конструкции;
.

владение навыками и опытом разработки программ в среде
программирования
программ;

Python,

владение

включая

элементарными

тестирование
навыками

и

отладку

формализации

прикладной задачи и документирования программ;
.

формирование
получение

умения

опыта

работать

с

использования

библиотеками
компьютерных

программ;
средств

представления и анализа данных.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:
. основные типы алгоритмов;
. иметь
представление
о
структуре
программы,
основы
программирования на языках высокого уровня;
. базовые алгоритмические конструкции;
. содержание
этапов разработки программы: алгоритмизациякодирование-отладка- тестирование;
. дополнительные возможности языка Python для выражения
различных алгоритмических ситуаций;
. алгоритмы и программы на языке Python решения простых, сложных
и нестандартных задач в математической области;
. основы разработки простых игр в системе программирования Python.
Учащиеся должны уметь:
. записывать алгоритмические структуры на языке программирования
Python;
. использовать Python для решения задач из области математики,
физики;

.
.
.
.
.

строить алгоритмы методом последовательного уточнения (сверху
вниз), изображать эти алгоритмы в виде блок-схем;
использовать основные алгоритмические приемы при решении
математических задач;
решать простые, сложные и нестандартные задачи;
создавать простые игры;
анализировать текст чужих программ, находить в них неточности,
оптимизировать алгоритм, создавать собственные варианты решения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество часов
Всего

0

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Всего

0

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Всего

0

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

8 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

1

Основы синтаксиса и переменные

5

2

Условные операторы и логика

6

3

Циклы

7

4

Структуры данных

6

5

Функции и модули

5

6

Итоговое проектирование

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Всего

0

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Всего

0

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Всего

0

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Всего

0

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

8 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

1

Введение. Почему Python? Установка и настройка среды разработки (Thonny, IDLE или
онлайн-редактор).

1

2

Переменные: типы данных (строка, число). Оператор присваивания.

1

3

Basic арифметические операции с числами. Преобразование типов (int(), str(), float()).

1

4

Ввод данных с клавиатуры. Функция input().

1

5

Обобщение и закрепление тем модуля 1. Решение задач.

1

6

Логические выражения: сравнение чисел и строк ( , , ==, !=, =, =).

1

7

Оператор if. Простая условная конструкция.

1

8

Операторы elif и else. Ветвление на несколько условий.

1

9

Логические операторы and, or, not. Сложные условия.

1

10

Решение задач с использованием условных операторов.

1

11

Мини-проект №1: "Угадай число"

1

12

Цикл for. Функция range().

1

13

Итерация по строкам. Цикл for для обработки текста.

1

14

Цикл while. Цикл с условием.

1

15

Операторы break и continue. Управление выполнением цикла.

1

16

Вложенные циклы. Отрисовка простых фигур (прямоугольники, треугольники) из
символов.

1

17

Решение задач на циклы.

1

18

Мини-проект №2: "Генератор паролей" или "Викторина с подсчетом очков".

1

19

Списки (list). Создание, индексация, срезы

1

20

Методы списков: добавление, удаление, поиск элементов (append, pop, remove, index).

1

21

Цикл for для работы со списками.

1

22

Кортежи (tuple) и множества (set). Чем отличаются от списков?

1

23

Словари (dict). Ключи и значения.

1

24

Решение задач на структуры данных.

1

25

Создание собственных функций. Оператор def. Параметры и возврат значения (return).

1

26

Область видимости переменных (локальная, глобальная).

1

27

Работа с модулями. Импорт. Модуль random (генерация случайных чисел).

1

28

Модуль math (математические функции). Модуль time.

1

29

Модуль math (математические функции). Модуль time.

1

30

Работа над итоговым проектом. Реализация основной логики.

1

31

Работа над итоговым проектом. Тестирование и отладка.

1

32

Работа над итоговым проектом. Подготовка презентации.

1

33

Защита итоговых проектов.

1

34

Защита итоговых проектов. Рефлексия. Подведение итогов курса.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Всего

0

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».