МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ СЕРДОБСКОГО РАЙОНА
МОУ СОШ №9 г. Сердобска
РАССМОТРЕНА
УТВЕРЖДЕНА
на Педагогическом
совете №1
Директор МОУСОШ
№9↵г.Сердобска
Протокол №1 от «27»
августа 2025 г.
________________________
Кудреватых О.А.
Приказ №195 от «27»
августа 2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 30DFDEA0E3C0AC68387DEF4EA057C7FA
Владелец: Кудреватых Ольга Анатольевна
Действителен: с 19.07.2024 до 12.10.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 7554069)
учебного предмета «Введение в программирование на Python»
для обучающихся 8 классов
Сердобск 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целями изучения программированию на языке Phyton на уровне
основного общего образования являются:
основной целью данного учебного предмета является ознакомление
слушателя с объектно-ориентированным языком программирования Python, с
возможностями,
синтаксисом
языка,
технологией
и
методами
программирования в среде Python, обучение практическим навыкам
программирования на языке Python для решения типовых задач математики и
информатики
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического
прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об
информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности,
государства, общества, понимания роли информационных процессов,
информационных ресурсов и информационных технологий в условиях
цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического
мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в
современном информационном обществе, предполагающего способность
обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи,
сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее, определять шаги для
достижения результата и так далее;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе
знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования,
коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения
информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации
с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к
продолжению образования в области информационных технологий и
созидательной деятельности с применением средств информационных
технологий.
Основные задачи учебного предмета «Введение в программирование на
Python» – сформировать у обучающихся:
• развитие интереса учащихся к изучению программирования;
• знакомство учащихся с основами программирования в среде Python;
• овладение базовыми понятиями теории алгоритмов при решении
математических задач;
• формирование навыков работы в системе программирования Python;
формирование самостоятельности и творческого подхода к решению
задач с помощью средств современной вычислительной техники;
• формирование навыков алгоритмического и логического мышления;
• формирование навыков грамотной разработки программ;
• формирование практических навыков решения прикладных задач;
• формирование практических навыков разработки игр.
На изучение программирования на базовом уровне отводится 34 часа: в
8 классе – 34 часа (1 час в неделю).
•
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
История языков программирования. Компиляция и интерпретация.
Знакомство с Python и средой программирования IDLE.
Типы данных в программировании. Определение переменной. Ввод данных
с клавиатуры. Первая программа на Python.
Строки как последовательности символов.
Списки — изменяемые последовательности. Замена элементов в списке.
Логические выражения. Условный оператор. Инструкция if - elif - else.
Проверка истинности if - elif - else. Цикл For. Цикл While.
Кортежи. Словари. Множества. Основные задачи обработки массивов.
Введение в словари.
Сортировка выбором (поиск минимума и перестановка). Сортировка
пузырьковым методом.
Функции в программировании. Параметры и аргументы функций.
Локальные и глобальные переменные. Процедуры.
Файлы. Работа с файлами. Менеджеры контекста with .. as
Решение задач посредством языка программирования Python: Алгоритм
Евклида (нахождение наибольшего общего делителя); вычисление
факториала на языке
программирования Python; двоичный (бинарный) поиск элемента в массиве;
перевод чисел из
десятичной системы счисления в двоичную; решето Эратосфена - алгоритм
определения
простых чисел; сумма и произведение цифр числа; числа Фибоначчи
(вычисление с помощью
цикла while и рекурсии); тестирование простоты числа методом перебора
делителей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения дисциплины получают дальнейшее развитие
личностные
регулятивные,
коммуникативные
и
познавательно-
универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и
общепользовательская ИКТ–компетентность обучающихся, составляющая
психолого-педагогическую,
инструментальную
основу
формирования
способности и готовности к освоению систематических знаний, к их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, способности к
сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых
проблем
и
воплощению
решений
в
практику,
способности
к
самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают
развитие следующие метапредметные результаты:
.
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения задач;
.
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль всей деятельности в процессе достижения
результата,
корректировать
свои
действия
в
соответствии
с
изменяющейся ситуацией;
.
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
.
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласовании
позиций
и
учета
интересов;
аргументировать и отстаивать свое мнение;
формулировать,
.
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно- коммуникационных технологий.
Вместе с тем, вноситься существенный вклад в развитие личностных
результатов:
. формирование ответственного отношения к обучению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
.
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве
со
сверстниками,
взрослыми
в
процессе
образовательной, общественно-полезной, учебно- исследовательской,
творческой и других видах деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние
изучение курса оказывает на:
.
формирование знаний, умений и навыков при решении задач
информатики и программирования разных видов;
.
приобретение опыта использования информационных технологий в
индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том
числе проектной деятельности.
.
формирование информационной
и
алгоритмической
культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации; развитие основных навыков и
умений использования компьютерных устройстве;
.
формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель – и их свойства;
.
развитие
алгоритмического
мышления,
необходимого
для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие
умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических
значениях
и
операциях;
знакомство
с
одним
из
языков
программирования и основными алгоритмическими структурами –
линейной, условной и циклической;
.
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики
в формирование современной научной картины мира;
.
овладение
понятием
алгоритмов
сложности
обработки
алгоритма,
числовой
и
знание
текстовой
основных
информации,
алгоритмов поиска и сортировки;
.
владение
универсальным
языком
программирования
высокого
уровня Python, представлениями о базовых типах данных и
структурах данных; умением использовать основные управляющие
конструкции;
.
владение навыками и опытом разработки программ в среде
программирования
программ;
Python,
владение
включая
элементарными
тестирование
навыками
и
отладку
формализации
прикладной задачи и документирования программ;
.
формирование
получение
умения
опыта
работать
с
использования
библиотеками
компьютерных
программ;
средств
представления и анализа данных.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:
. основные типы алгоритмов;
. иметь
представление
о
структуре
программы,
основы
программирования на языках высокого уровня;
. базовые алгоритмические конструкции;
. содержание
этапов разработки программы: алгоритмизациякодирование-отладка- тестирование;
. дополнительные возможности языка Python для выражения
различных алгоритмических ситуаций;
. алгоритмы и программы на языке Python решения простых, сложных
и нестандартных задач в математической области;
. основы разработки простых игр в системе программирования Python.
Учащиеся должны уметь:
. записывать алгоритмические структуры на языке программирования
Python;
. использовать Python для решения задач из области математики,
физики;
.
.
.
.
.
строить алгоритмы методом последовательного уточнения (сверху
вниз), изображать эти алгоритмы в виде блок-схем;
использовать основные алгоритмические приемы при решении
математических задач;
решать простые, сложные и нестандартные задачи;
создавать простые игры;
анализировать текст чужих программ, находить в них неточности,
оптимизировать алгоритм, создавать собственные варианты решения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество часов
Всего
0
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
8 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
1
Основы синтаксиса и переменные
5
2
Условные операторы и логика
6
3
Циклы
7
4
Структуры данных
6
5
Функции и модули
5
6
Итоговое проектирование
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
8 КЛАСС
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
Введение. Почему Python? Установка и настройка среды разработки (Thonny, IDLE или
онлайн-редактор).
1
2
Переменные: типы данных (строка, число). Оператор присваивания.
1
3
Basic арифметические операции с числами. Преобразование типов (int(), str(), float()).
1
4
Ввод данных с клавиатуры. Функция input().
1
5
Обобщение и закрепление тем модуля 1. Решение задач.
1
6
Логические выражения: сравнение чисел и строк ( , , ==, !=, =, =).
1
7
Оператор if. Простая условная конструкция.
1
8
Операторы elif и else. Ветвление на несколько условий.
1
9
Логические операторы and, or, not. Сложные условия.
1
10
Решение задач с использованием условных операторов.
1
11
Мини-проект №1: "Угадай число"
1
12
Цикл for. Функция range().
1
13
Итерация по строкам. Цикл for для обработки текста.
1
14
Цикл while. Цикл с условием.
1
15
Операторы break и continue. Управление выполнением цикла.
1
16
Вложенные циклы. Отрисовка простых фигур (прямоугольники, треугольники) из
символов.
1
17
Решение задач на циклы.
1
18
Мини-проект №2: "Генератор паролей" или "Викторина с подсчетом очков".
1
19
Списки (list). Создание, индексация, срезы
1
20
Методы списков: добавление, удаление, поиск элементов (append, pop, remove, index).
1
21
Цикл for для работы со списками.
1
22
Кортежи (tuple) и множества (set). Чем отличаются от списков?
1
23
Словари (dict). Ключи и значения.
1
24
Решение задач на структуры данных.
1
25
Создание собственных функций. Оператор def. Параметры и возврат значения (return).
1
26
Область видимости переменных (локальная, глобальная).
1
27
Работа с модулями. Импорт. Модуль random (генерация случайных чисел).
1
28
Модуль math (математические функции). Модуль time.
1
29
Модуль math (математические функции). Модуль time.
1
30
Работа над итоговым проектом. Реализация основной логики.
1
31
Работа над итоговым проектом. Тестирование и отладка.
1
32
Работа над итоговым проектом. Подготовка презентации.
1
33
Защита итоговых проектов.
1
34
Защита итоговых проектов. Рефлексия. Подведение итогов курса.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы