МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ СЕРДОБСКОГО РАЙОНА
МОУ СОШ №9 г. Сердобска
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на Педагогическом
совете
Директор МОУСОШ
№9 г.Сердобска
________________________
________________________
Пр.№1 от «27» 08 2025 г.
Кудреватых О.А.
Пр.№195 от «27» 08 2025 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 30DFDEA0E3C0AC68387DEF4EA057C7FA
Владелец: Кудреватых Ольга Анатольевна
Действителен: с 19.07.2024 до 12.10.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 7502149)
учебного предмета "Секреты русского языка"
для обучающихся 5 классов
Сердобск 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "СЕКРЕТЫ
РУССКОГО ЯЗЫКА"
Рабочая программа курса «Секреты русского языка» для пятого класса
составлена с использованием нормативно-правовой базы:
• Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 №273-ФЗ ст. 32
«Компетенции и ответственность образовательного учреждения»
(п.67).
• СанПиН 2.2.4.3359-16, зарегистрированный в МинГОСТе России
01.01.2017;
• Годового календарного учебного графика на 2018 – 2019 учебный
год.
• Учебный план внеурочной деятельности МБОУ СШ №74 на
2018/2019 уч. год.
• Положение о рабочей программе.
• Авторская программа А. А. Макаровой «Секреты русского
языка».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "СЕКРЕТЫ РУССКОГО
ЯЗЫКА"
Цель программы:
• Ø развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
• Ø вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к
различным языковым явлениям, к слову;
• Ø закрепить практические навыки в построении устных и
письменных высказываниях;
• Ø способствовать развитию творческих способностей
школьников.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА" В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение данного курса в 5 классе отводится:
•
•
•
количество часов в неделю – 1.
количество учебных недель – 34.
количество часов в год – 34.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "СЕКРЕТЫ РУССКОГО
ЯЗЫКА"
5 КЛАСС
Введение (1 ч.)
Организационное занятие.
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой
проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются
обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел 1. Секреты устной речи. (7 ч)
Тема 1.1. Звучание и написание слова.
Тема 1.2. Звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Роль интонации в устной речи.
Тема 1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит – сеет, кто слушает –
собирает».
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях
используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в
игровой форме.
Раздел 2. Загадки русского словообразования. (7 ч.)
Тема 2.1. Словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Словообразовательное гнездо однокоренных слов.
Тема 2.3. Изменения в морфемном составе слова.
Тема 2.4. Этимология слов. Работа со словарями.
Тема 2.5. Сказочные превращения.
Тема 2.6. Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в
завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы,
используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио,
интернет.
Раздел 3. Секреты письменной речи. (5 ч.)
Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит.
Тема3.2. Секрет правописания морфем.
Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл
высказывания.
Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема3.5. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя тексты
художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы
для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4. Загадки русского слова. (5 ч.)
Тема 4.1. Словарный состав русского языка.
Тема 4.2. Особенности употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы.
Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная
работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, дети
работают со словарями, изучают языковые средства выразительности,
исследуют художественные произведения.
Раздел 5. Секреты морфологии и синтаксиса. (5 ч.)
Тема5.1. Отличия склоняемых частей речи друг от друга.
Тема5.2. Секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки
знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области
морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности для
любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг,
подтверждающий знания, умения и навыки, которые получили дети на
занятиях.
Раздел 6. Речевой этикет. (3ч. )
Тема 6.1 Правила речевого этикета.
Тема 6.2 Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника
реализации этикетных форм.
Раздел 7. Обобщающее занятие. (1 ч.)
Тема 7.1 Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в
кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник,
проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и навыки, которые
получили дети на занятиях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• Ø эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
• Ø эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других
людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• Ø чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и
выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
• Ø любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• Ø интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
• Ø интерес к письму, к созданию собственных текстов, к
письменной форме общения;
• Ø интерес к изучению языка;
• Ø осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
• Ø самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
• Ø составлять план решения учебной проблемы совместно с
учителем;
• Ø работать по плану, сверяя свои действия с целью,
корректировать свою деятельность;
• Ø в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• Ø перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• Ø пользоваться словарями, справочниками;
• Ø осуществлять анализ и синтез;
• Ø устанавливать причинно-следственные связи;
• Ø строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
•
•
•
•
•
Ø адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач; владеть монологической и
диалогической формами речи.
Ø высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Ø слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку
зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Ø договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
Ø задавать вопросы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
Знать:
• Ø определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук,
слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
• Ø особенности ударения в русском языке;
• Ø основные правила орфоэпии;
• Ø основные способы образования слов;
• Ø основные способы определения лексического значения слова;
тематические группы слов;
• Ø правила русской орфографии;
• Ø морфологические признаки частей речи;
• Ø нормы употребления в речи языковых единиц;
• Ø виды словосочетаний;
• Ø виды предложений;
• Ø основные группы пунктуационных правил;
• Ø признаки текста.
Уметь:
• Ø адекватно понимать содержание научно-учебного и
художественного текстов, воспринимаемых на слух;
• Ø выделять основную и дополнительную информацию текста,
определять его принадлежность определённому типу речи;
• Ø сохранять при письменном изложении типологическую
структуру текста и его выразительные языковые и речевые
средства;
• Ø анализировать тексты с точки зрения соответствия их
требованию точности и логичности речи;
• Ø рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Ø проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
Ø правильно произносить широко употребляемые слова;
Ø по типичным суффиксам и окончанию определять изученные
части речи и их формы;
Ø определять способы образования разных частей речи;
Ø соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии
с их лексическим значением и с условиями общения;
Ø толковать значение общеупотребительных слов и
фразеологизмов;
Ø различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и
проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
Ø владеть правильным способом применения изученных правил
орфографии;
Ø составлять схемы словосочетаний и конструировать
словосочетания по предложенной схеме;
Ø определять синтаксическую роль всех частей речи;
Ø объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
Ø строить пунктуационные схемы предложений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
1
Введение
1
2
Секреты устной речи.
7
3
Загадки русского словообразования.
7
4
Секреты письменной речи.
5
5
Загадки русского слова.
5
6
Секреты морфологии и синтаксиса.
5
7
Речевой этикет.
3
8
Обобщающее занятие.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
Контрольные
работы
Практические
работы
0
9
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Организационное занятие.
1
2
Звучание и написание слов.
2
1
3
Звуковые повторы в речи.
2
1
4
Роль интонации в устной речи.
2
1
5
Обобщающее занятие «Кто говорит –
сеет, кто слушает – собирает».
1
6
Словообразовательная модель слова.
1
7
Словообразовательное гнездо
однокоренных слов.
1
8
Изменения в морфемном составе слова.
1
9
Изменения в морфемном составе слова.
1
10
Сказочные превращения.
1
11
Презентация творческой работы.
2
12
Зачем нужно знать алфавит.
1
13
Секрет правописания морфем.
1
14
Как пунктуационные знаки помогают
передавать смысл высказывания.
1
15
Не пером пишут – умом. Тайны письма.
1
16
Бенефис знаний.
1
17
Словарный состав русского языка.
1
2
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
18
Особенности употребления слова в
художественном тексте.
1
19
О чём рассказывают фразеологизмы.
1
20
Фразеология в художественных
произведениях.
1
21
Практическая работа.
1
22
Отличие склоняемых частей речи друг от
друга.
1
23
Секрет глагола и его форм.
1
24
Грамматические омонимы.
1
25
Какими бывают предложения.
1
26
Грамматике учиться всегда пригодится.
Мониторинг проверки знаний.
1
27
Правила речевого этикета.
2
28
Формулы речевого этикета.
1
29
Аукцион знаний.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
1
1
0
9