Изменения в основную образовательную программу среднего общего образования МОУСОШ№9 г.Сердобска (Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»)

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 30DFDEA0E3C0AC68387DEF4EA057C7FA
Владелец: Кудреватых Ольга Анатольевна
Действителен: с 19.07.2024 до 12.10.2025

Утверждаю.
Директор МОУСОШ№9 г.Сердобска
_________________ О.А.Кудреватых
Приказ №182 от 29.08.2024 года

Изменения в основную образовательную программу среднего общего образования
МОУСОШ№9 г.Сердобска
(Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»)

На основании Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 01 февраля
2024 года №62 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных
стандартов
основного общего образования и среднего общего образования ввести
следующие изменения в Образовательную программу среднего общего образования:
В разделе 2 пункте 2.1.16. слова «Основы безопасности жизнедеятельности» заменить
словами «Основы безопасности и защиты Родины»;
1. В пояснительной записке абзаце 1 слова «по учебному предмету Основы
безопасности жизнедеятельности (далее программа ОБЖ) заменить словами « по
учебному предмету Основы безопасности и защиты Родины»;
2. В пояснительной записке абзаце 2,3 слова «ОБЖ» заменить словами «ОБЗР»;
3. В пояснительной записке абзаце 4 слова «Программа ОБЖ предусматривает»
заменить словами «Программа ОБЗР предусматривает»;
4. В пояснительной записке структуру модулей изложить в следующей редакции: «В
программе по ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено
одиннадцатью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими системность
и непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего и среднего
общего образования:












модуль N 1 "Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства";
модуль N 2 "Основы военной подготовки";
модуль N 3 "Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе";
модуль N 4 "Безопасность в быту";
модуль N 5 "Безопасность на транспорте";
модуль N 6 "Безопасность в общественных местах";
модуль N 7 "Безопасность в природной среде";
модуль N 8 "Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи";
модуль N 9 "Безопасность в социуме";
модуль N 10 "Безопасность в информационном пространстве";
модуль N 11 "Основы противодействия экстремизму и терроризму".

В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЗР на уровне
среднего общего образования программа ОБЗР предполагает внедрение универсальной
структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в

парадигме безопасной жизнедеятельности: "предвидеть опасность, по возможности ее
избегать, при необходимости безопасно действовать".
Программа
ОБЗР
предусматривает
внедрение
практико-ориентированных
интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения
тренажерных систем и виртуальных моделей. При этом использование цифровой
образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным: компьютер и
дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и
практические действия обучающихся.»
5. Название раздела «Общая характеристика учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» заменить на «Общая характеристика учебного
предмета «Основы безопасности и защиты Родины»;
6. Раздел «Основы безопасности жизнедеятельности» дополнить следующим
содержанием:
Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения
образовательного процесса по ОБЗР определяется системообразующими
документами в области безопасности: Стратегией национальной безопасности
Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 2 июля 2021 г. N 400, Национальными целями развития Российской Федерации
на период до 2030 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации
от 21 июля 2020 г. N 474, государственной программой Российской Федерации
"Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642.
Подходы к изучению ОБЗР учитывают современные вызовы и угрозы. ОБЗР
входит в предметную область "Основы безопасности и защиты Родины", является
обязательным для изучения на уровне среднего общего образования;
7. Слова
«Цель
изучения
учебного
предмета
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» заменить на «Цель изучения учебного предмета «Основы
безопасности и защиты Родины»;
8. В разделе «Цель изучения учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» слова ОБЖ заменить словами ОБЗР;
9. Слова «Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в
учебном плане» заменить на «Место учебного предмета «Основы безопасности и
защиты Родины» в учебном плане»;
10. В разделе «Цель изучения учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» абзац 1 заменить следующим содержанием: « Всего на
изучение ОБЗР на уровне среднего общего образования рекомендуется отводить 68
часов в 10 - 11 классах. При этом порядок освоения программы определяется
образовательной организацией, которая вправе самостоятельно определять
последовательность тематических линий ОБЗР и количество часов для их освоения.
Конкретное наполнение модулей может быть скорректировано и конкретизировано
с учетом региональных особенностей.»;
11. В разделе «Содержание обучения» содержание обучения по модулям изложить в
следующей редакции:
Модуль N 1 "Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства":
 правовая основа обеспечения национальной безопасности;
 принципы обеспечения национальной безопасности;
 реализация национальных приоритетов как условие обеспечения национальной
безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;
 взаимодействие личности, государства и общества в реализации национальных
приоритетов;











роль правоохранительных органов и специальных служб в обеспечении
национальной безопасности;
роль личности, общества и государства в предупреждении противоправной
деятельности;
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования;
территориальный и функциональный принцип организации РСЧС, ее задачи и
примеры их решения;
права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
задачи гражданской обороны;
права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской
обороны;
Россия в современном мире, оборона как обязательное условие мирного социальноэкономического развития Российской Федерации и обеспечение ее военной
безопасности;
роль Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной
безопасности.

Модуль N 2 "Основы военной подготовки":
 движение строевым шагом, движение бегом, походным шагом, движение с
изменением скорости движения, повороты в движении, выполнение воинского
приветствия на месте и в движении;
 основы общевойскового боя;
 основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр);
 виды маневра;
 походный предбоевой и боевой порядок действия подразделений;
 оборона, ее задачи и принципы;
 наступление, задачи и способы;
 требования курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время
стрельб и тренировок;
 правила безопасного обращения с оружием;
 изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб из стрелкового
оружия;
 способы удержания оружия и правильность прицеливания;
 назначение и тактико-технические характеристики современных видов стрелкового
оружия (автомат Калашникова АК-12, пистолет Ярыгина, пистолет Лебедева);
 перспективы и тенденции развития современного стрелкового оружия;
 история возникновения и развития робототехнических комплексов;
 виды, предназначение, тактико-технические характеристики и общее устройство
беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА);
 конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа;
 история возникновения и развития радиосвязи;
 радиосвязь, назначение и основные требования;
 предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики
переносных радиостанций;
 местность как элемент боевой обстановки;
 тактические свойства местности, основные ее разновидности и влияние на боевые
действия войск, сезонные изменения тактических свойств местности;
 шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение;
 порядок оборудования позиции отделения;




















назначение, размеры и последовательность оборудования окопа для стрелка;
понятие оружия массового поражения, история его развития, примеры применения,
его роль в современном бою;
поражающие факторы ядерных взрывов;
отравляющие вещества, их назначение и классификация;
внешние признаки применения бактериологического (биологического) оружия;
зажигательное оружие и способы защиты от него;
состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи;
виды боевых ранений и опасность их получения;
алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях;
условные зоны оказания первой помощи;
характеристика особенностей "красной", "желтой" и "зеленой" зон;
объем мероприятий первой помощи в "красной", "желтой" и "зеленой" зонах;
порядок выполнения мероприятий первой помощи в "красной", "желтой" и
"зеленой" зонах;
особенности прохождения службы по призыву, освоение военно-учетных
специальностей;
особенности прохождения службы по контракту;
организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской
Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной
службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий;
военно-учебные заведения и военно-учебные центры.

Модуль N 3 "Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе":
 понятие "культура безопасности", его значение в жизни человека, общества,
государства;
 соотношение понятий "опасность", "безопасность", "риск" (угроза);
 соотношение понятий "опасная ситуация", "чрезвычайная ситуация";
 общие принципы (правила) безопасного поведения;
 индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень решения
задачи обеспечения безопасности;
 понятия "виктимность", "виктимное поведение", "безопасное поведение";
 влияние действий и поступков человека на его безопасность и благополучие;
 действия, позволяющие предвидеть опасность;
 действия, позволяющие избежать опасности;
 действия в опасной и чрезвычайной ситуациях;
 риск-ориентированное мышление как основа обеспечения безопасности;
 риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности личности, общества,
государства.
Модуль N 4 "Безопасность в быту":
 источники опасности в быту, их классификация;
 общие правила безопасного поведения;
 защита прав потребителя;
 правила безопасного поведения при осуществлении покупок в Интернете;
 причины и профилактика бытовых отравлений, первая помощь, порядок действий в
экстренных случаях;
 предупреждение бытовых травм;















правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью получить
травму (спортивные занятия, использование различных инструментов, стремянок,
лестниц и другое), первая помощь при ушибах переломах, кровотечениях;
основные правила безопасного поведения при обращении и газовыми и
электрическими приборами;
последствия электротравмы;
порядок проведения сердечно-легочной реанимации;
основные правила пожарной безопасности в быту;
термические и химические ожоги, первая помощь при ожогах;
правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт,
придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и других);
коммуникация с соседями;
меры по предупреждению преступлений;
аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила безопасного поведения в ситуации аварии на коммунальной системе;
порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними;
действия в экстренных случаях.

Модуль N 5 "Безопасность на транспорте":
 история появления правил дорожного движения и причины их изменчивости;
 риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте;
 безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение в
темное время суток; движение с использованием средств индивидуальной
мобильности);
 взаимосвязь безопасности водителя и пассажира;
 правила безопасного поведения при поездке в легковом автомобиле, автобусе;
 ответственность водителя, ответственность пассажира;
 представления о знаниях и навыках, необходимых водителю;
 порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера
(при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при
опасности возгорания; с большим количеством участников);
 основные источники опасности в метро, правила безопасного поведения, порядок
действий при возникновении опасных или чрезвычайных ситуаций;
 основные источники опасности на железнодорожном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасных и
чрезвычайных ситуаций;
 основные источники опасности на водном транспорте, правила безопасного
поведения, порядок действий при возникновении опасной и чрезвычайной ситуации;
 основные источники опасности на авиационном транспорте, правила безопасного
поведения, порядок действий при возникновении опасной, чрезвычайной ситуации.
Модуль N 6 "Безопасность в общественных местах":
 общественные места и их классификация;
 основные источники опасности в общественных местах закрытого и открытого типа,
общие правила безопасного поведения;
 опасности в общественных местах социально-психологического характера
(возникновение толпы и давки; проявление агрессии; криминогенные ситуации;
случаи, когда потерялся человек);
 порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы, давки;











эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи, правила безопасного
поведения при попадании в агрессивную и паническую толпу;
правила безопасного поведения при проявлении агрессии;
криминогенные ситуации в общественных местах, правила безопасного поведения,
порядок действия при попадании в опасную ситуацию;
порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребенок; взрослый; пожилой
человек; человек с ментальными расстройствами);
порядок действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося человека;
порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных общественных
местах, на объектах с массовым пребыванием людей (медицинские и
образовательные организации, культурные, торгово-развлекательные учреждения и
другие);
меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и отдельных
конструкций;
меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в случае террористического
акта.

Модуль N 7 "Безопасность в природной среде":
 отдых на природе, источники опасности в природной среде;
 основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоемах;
 общие правила безопасности в походе;
 особенности обеспечения безопасности в лыжном походе;
 особенности обеспечения безопасности в водном походе;
 особенности обеспечения безопасности в горном походе;
 ориентирование на местности;
 карты, традиционные и современные средства навигации (компас, GPS);
 порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде;
 источники опасности в автономных условиях;
 сооружение убежища, получение воды и питания;
 способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных условиях,
первая помощь при перегревании, переохлаждении и отморожении;
 природные чрезвычайные ситуации;
 общие правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях (предвидеть;
избежать опасности; действовать: прекратить или минимизировать воздействие
опасных факторов; дождаться помощи);
 природные пожары, возможности прогнозирования и предупреждения;
 правила безопасного поведения, последствия природных пожаров для людей и
окружающей среды;
 природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными геологическими
явлениями и процессами: землетрясения, извержение вулканов, оползни,
камнепады;
 возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила
безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций,
вызванных опасными геологическими явлениями и процессами;
 природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными гидрологическими
явлениями и процессами: паводки, половодья, цунами, сели, лавины;
 возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила
безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций,
вызванных опасными гидрологическими явлениями и процессами;








природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными метеорологическими
явлениями и процессами: ливни, град, мороз, жара;
возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила
безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций,
вызванных опасными метеорологическими явлениями и процессами;
влияние деятельности человека на природную среду;
причины и источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы, космоса;
чрезвычайные ситуации экологического характера, возможности прогнозирования,
предупреждения, смягчения последствий;
экологическая грамотность и разумное природопользование.

Модуль N 8 "Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи":
 понятия "здоровье", "охрана здоровья", "здоровый образ жизни", "лечение",
"профилактика";
 биологические, социально-экономические, экологические (геофизические),
психологические факторы, влияющие на здоровье человека;
 составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая активность,
психологическое благополучие;
 общие представления об инфекционных заболеваниях;
 механизм распространения и способы передачи инфекционных заболеваний;
 чрезвычайные ситуации биолого-социального характера, меры профилактики и
защиты;
 роль вакцинации, национальный календарь профилактических прививок;
 вакцинация по эпидемиологическим показаниям;
 значение изобретения вакцины для человечества;
 неинфекционные заболевания, самые распространенные неинфекционные
заболевания;
 факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний;
 факторы риска возникновения онкологических заболеваний;
 факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы;
 факторы риска возникновения эндокринных заболеваний;
 меры профилактики неинфекционных заболеваний;
 роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний;
 признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой
медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в животе,
эпилепсия и другие);
 психическое здоровье и психологическое благополучие;
 критерии психического здоровья и психологического благополучия;
 основные факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое
благополучие;
 основные направления сохранения и укрепления психического здоровья (раннее
выявление психических расстройств; минимизация влияния хронического стресса:
оптимизация условий жизни, работы, учебы; профилактика злоупотребления
алкоголя и употребления наркотических средств; помощь людям, перенесшим
психотравмирующую ситуацию);
 меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья;
 первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи и первой
помощи;
 состояния, при которых оказывается первая помощь;
 мероприятия по оказанию первой помощи;





алгоритм первой помощи;
оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза; "сложные"
кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая помощь
при нескольких травмах одновременно);
действия при прибытии скорой медицинской помощи.

Модуль 9 "Безопасность в социуме":
 определение понятия "общение";
 навыки конструктивного общения;
 общие представления о понятиях "социальная группа", "большая группа", "малая
группа";
 межличностное общение, общение в группе, межгрупповое общение
(взаимодействие);
 особенности общения в группе;
 психологические характеристики группы и особенности взаимодействия в группе;
 групповые нормы и ценности;
 коллектив как социальная группа;
 психологические закономерности в группе;
 понятие "конфликт", стадии развития конфликта;
 конфликты в межличностном общении, конфликты в малой группе;
 факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта;
 способы поведения в конфликте;
 деструктивное и агрессивное поведение;
 конструктивное поведение в конфликте;
 роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, способы саморегуляции;
 способы разрешения конфликтных ситуаций;
 основные формы участия третьей стороны в процессе урегулирования и разрешения
конфликта;
 ведение переговоров при разрешении конфликта;
 опасные проявления конфликтов (буллинг, насилие);
 способы противодействия буллингу и проявлению насилия;
 способы психологического воздействия;
 психологическое влияние в малой группе;
 положительные и отрицательные стороны конформизма;
 эмпатия и уважение к партнеру (партнерам) по общению как основа коммуникации;
 убеждающая коммуникация;
 манипуляция в общении, цели, технологии и способы противодействия;
 психологическое влияние на большие группы;
 способы воздействия на большую группу: заражение; убеждение; внушение;
подражание;
 деструктивные и псевдопсихологические технологии;
 противодействие вовлечению молодежи в противозаконную и антиобщественную
деятельность.
Модуль N 10 "Безопасность в информационном пространстве":
 понятия "цифровая среда", "цифровой след";
 влияние цифровой среды на жизнь человека;
 приватность, персональные данные;
 "цифровая зависимость", ее признаки и последствия;
 опасности и риски цифровой среды, их источники;





























правила безопасного поведения в цифровой среде;
программное обеспечение;
виды вредоносного программного обеспечения, его цели, принципы работы;
правила защиты от вредоносного программного обеспечения;
кража персональных данных, паролей;
мошенничество, фишинг, правила защиты от мошенников;
правила безопасного использования устройств и программ;
вредоносные поведенческие опасности в цифровой среде и их причины;
опасные персоны, имитация близких социальных отношений;
неосмотрительное поведение и коммуникация в Интернете как угроза для будущей
жизни и карьеры;
травля в Интернете, методы защиты от травли;
деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде, их
признаки;
механизмы вовлечения в деструктивные сообщества;
вербовка, манипуляция, "воронки вовлечения";
радикализация деструктива;
профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные сообщества;
правила коммуникации в цифровой среде;
достоверность информации в цифровой среде;
источники информации, проверка на достоверность;
"информационный пузырь", манипуляция сознанием, пропаганда;
фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы;
понятие "фейк", цели и виды, распространение фейков;
правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и изображений;
понятие прав человека в цифровой среде, их защита;
ответственность за действия в Интернете;
запрещенный контент;
защита прав в цифровом пространстве.

Модуль N 11 "Основы противодействия экстремизму и терроризму":
 экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества;
 понятия "экстремизм" и "терроризм", их взаимосвязь;
 варианты проявления экстремизма, возможные последствия;
 преступления террористической направленности, их цель, причины, последствия;
 опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность: способы
и признаки;
 предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую и
террористическую деятельность;
 формы террористических актов;
 уровни террористической угрозы;
 правила поведения и порядок действий при угрозе или в случае террористического
акта, проведении контртеррористической операции;
 правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской
Федерации;
 основы государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, ее
цели, задачи, принципы;
 права и обязанности граждан и общественных организаций в области
противодействия экстремизму и терроризму.

12. Название раздела «Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» изложить в следующей редакции: «Основы
безопасности и защиты Родины»;
13. В разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности. Личностные результаты» слова ОБЖ заменить на
ОБЗР;
14. Слова «Личностные результаты изучения ОБЖ включают» заменить на
«Личностные результаты изучения ОБЗР включают»;
15. В разделе «Метапредметные результаты» слова ОБЖ заменить на ОБЗР;
16. В разделе «Предметные результаты» абзац 1, 2 слова ОБЖ заменить на ОБЗР;
17. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР изложить в
следующей редакции:
 знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих
национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о государственной политике в области
обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;
 знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения
и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей
гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданина в области гражданской
обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
 сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах
военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении
защиты государства; формирование представления о военной службе;
 сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение
знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием;
сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии
оружия массового поражения, а также способах защиты от него;
 сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о
возможностях применения современных достижений научно-технического
прогресса в условиях современного боя;
 сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения
профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций,
осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности
государства, обеспечении законности и правопорядка;
 сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности,
общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их
применения в собственном поведении;
 сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных
ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме,
в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных
ситуаций; знание порядка действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
 сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного
движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте. Знание
правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике,
знание о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на
транспорте;
 знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение применять их
на практике; знания порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного
характера; сформированность представлений об экологической безопасности,
ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;










знания основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для
предупреждения пожаров; знания порядка действий при угрозе пожара и пожаре в
быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знания прав и
обязанностей граждан в области пожарной безопасности;
владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой
помощи при неотложных состояниях, инфекционных и неинфекционных
заболеваний, сохранения психического здоровья; сформированность представлений
о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического
здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых
действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального и военного характера;
умение применять табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи;
знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные
явления в социальном взаимодействии, в том числе криминогенного характера;
умение предупреждать опасные явления и противодействовать им;
сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном
взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде;
умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде
(в том числе криминогенного характера, опасности вовлечения в деструктивную
деятельность) и противодействовать им;
сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь
личности, общества, государства деструктивной идеологии, в том числе
экстремизма, терроризма; понимание роли государства в противодействии
терроризму; умения различать приемы вовлечения в деструктивные сообщества,
экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знания
порядка действий при объявлении разного уровня террористической опасности и
действий при угрозе или в случае террористического акта, проведении
контртеррористической операции.

13. В разделе «Предметные результаты» в абзаце о достижениях результатов освоения
программы слова ОБЖ заменить на ОБЗР;
14. Раздел «Предметные результаты» дополнить следующим содержанием:
«Достижение результатов освоения программы ОБЗР обеспечивается посредством
включения в указанную программу предметных результатов освоения модулей ОБЗР:
Предметные результаты по модулю N 1. "Безопасное и устойчивое развитие личности,
общества, государства":
 раскрывать правовые основы и принципы обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации;
 характеризовать роль личности, общества и государства в достижении
стратегических национальных приоритетов, объяснять значение их реализации в
обеспечении комплексной безопасности и устойчивого развития Российской
Федерации, приводить примеры;
 характеризовать роль правоохранительных органов и специальных служб в
обеспечении национальной безопасности.
 объяснять роль личности, общества и государства в предупреждении
противоправной деятельности;
 характеризовать правовую основу защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
 раскрывать назначение, основные задачи и структуру Единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);



объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области
безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
 объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области
гражданской обороны;
 уметь действовать при сигнале "Внимание всем!", в том числе при химической и
радиационной опасности;
 анализировать угрозы военной безопасности Российской Федерации, обосновывать
значение обороны государства для мирного социально-экономического развития
страны;
 характеризовать роль Вооруженных Сил Российской в обеспечении национальной
безопасности.
Предметные результаты по модулю N 2 "Основы военной подготовки":
 знать строевые приемы в движении без оружия;
 выполнять строевые приемы в движении без оружия;
 иметь представление об основах общевойскового боя;
 иметь представление об основных видах общевойскового боя и способах маневра в
бою;
 иметь представление о походном, предбоевом и боевом порядке подразделений;
 понимать способы действий военнослужащего в бою;
 знать правила и меры безопасности при обращении с оружием;
 приводить примеры нарушений правил и мер безопасности при обращении с
оружием и их возможных последствий;
 применять меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке и
обращении с оружием;
 знать способы удержания оружия, правила прицеливания и производства меткого
выстрела;
 определять характерные конструктивные особенности образцов стрелкового оружия
на примере автоматов Калашникова АК-74 и АК-12;
 иметь представление о современных видах короткоствольного стрелкового оружия;
 иметь представление об истории возникновения и развития робототехнических
комплексов;
 иметь представление о конструктивных особенностях БПЛА квадрокоптерного
типа;
 иметь представление о способах боевого применения БПЛА;
 иметь представление об истории возникновения и развития связи;
 иметь представление о назначении радиосвязи и о требованиях, предъявляемых к
радиосвязи;
 иметь
представление
о
видах,
предназначении,
тактико-технических
характеристиках современных переносных радиостанций;
 иметь представление о тактических свойствах местности и их влиянии на боевые
действия войск;
 иметь представление о шанцевом инструменте;
 иметь представление о позиции отделения и порядке оборудования окопа для
стрелка;
 иметь представление о видах оружия массового поражения и их поражающих
факторах;
 знать способы действий при применении противником оружия массового
поражения;
 понимать особенности оказания первой помощи в бою;
 знать условные зоны оказания первой помощи в бою;







знать приемы самопомощи в бою;
иметь представление о военно-учетных специальностях;
знать особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту;
иметь представления о военно-учебных заведениях;
иметь представление о системе военно-учебных центров при учебных заведениях
высшего образования.
Предметные результаты по модулю N 3 "Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе":
 объяснять смысл понятий "опасность", "безопасность", "риск (угроза)", "культура
безопасности", "опасная ситуация", "чрезвычайная ситуация", объяснять их
взаимосвязь;
 приводить примеры решения задач по обеспечению безопасности в повседневной
жизни (индивидуальный, групповой и общественно-государственный уровни);
 знать общие принципы безопасного поведения, приводить примеры;
 объяснять смысл понятий "виктимное поведение", "безопасное поведение";
 понимать влияние поведения человека на его безопасность, приводить примеры;
 иметь навыки оценки своих действий с точки зрения их влияния на безопасность;
 раскрывать суть риск-ориентированного подхода к обеспечению безопасности;
 приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода на уровне
личности, общества, государства.
Предметные результаты по модулю N 4 "Безопасность в быту":
 раскрывать источники и классифицировать бытовые опасности, обосновывать
зависимость риска (угрозы) их возникновения от поведения человека;
 знать права и обязанности потребителя, правила совершения покупок, в том числе в
Интернете; оценивать их роль в совершении безопасных покупок;
 оценивать риски возникновения бытовых отравлений, иметь навыки их
профилактики;
 иметь навыки первой помощи при бытовых отравлениях;
 уметь оценивать риски получения бытовых травм;
 понимать взаимосвязь поведения и риска получить травму;
 знать правила пожарной безопасности и электробезопасности, понимать влияние
соблюдения правил на безопасность в быту;
 иметь навыки безопасного поведения в быту при использовании газового и
электрического оборудования;
 иметь навыки поведения при угрозе и возникновении пожара;
 иметь навыки первой помощи при бытовых травмах, ожогах, порядок проведения
сердечно-легочной реанимации;
 знать правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт,
придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и другие);
 понимать влияние конструктивной коммуникации с соседями на уровень
безопасности, приводить примеры;
 понимать риски противоправных действий, выработать навыки, снижающие
криминогенные риски;
 знать правила поведения при возникновении аварии на коммунальной системе;
 иметь навыки взаимодействия с коммунальными службами.
Предметные результаты по модулю N 5 "Безопасность на транспорте":
 знать правила дорожного движения;
 характеризовать изменения правил дорожного движения в зависимости от
изменения уровня рисков (риск-ориентированный подход);



понимать риски для пешехода при разных условиях, выработать навыки безопасного
поведения;
 понимать влияние действий водителя и пассажира на безопасность дорожного
движения, приводить примеры;
 знать права, обязанности и иметь представление об ответственности пешехода,
пассажира, водителя;
 иметь представление о знаниях и навыках, необходимых водителю;
 знать правила безопасного поведения при дорожно-транспортных происшествиях
разного характера;
 иметь навыки оказания первой помощи, навыки пользования огнетушителем;
 знать источники опасности на различных видах транспорта, приводить примеры;
 знать правила безопасного поведения на транспорте, приводить примеры влияния
поведения на безопасность;
 иметь представление о порядке действий при возникновении опасных и
чрезвычайных ситуаций на различных видах транспорта.
Предметные результаты по модулю N 6 "Безопасность в общественных местах":
 перечислять и классифицировать основные источники опасности в общественных
местах;
 знать общие правила безопасного поведения в общественных местах,
характеризовать их влияние на безопасность;
 иметь навыки оценки рисков возникновения толпы, давки;
 знать о действиях, которые минимизируют риски попадания в толпу, давку, и о
действиях, которые позволяют минимизировать риск получения травмы в случае
попадания в толпу, давку;
 оценивать риски возникновения ситуаций криминогенного характера в
общественных местах;
 иметь навыки безопасного поведения при проявлении агрессии;
 иметь представление о безопасном поведении для снижения рисков криминогенного
характера;
 оценивать риски потеряться в общественном месте;
 знать порядок действий в случаях, когда потерялся человек;
 знать правила пожарной безопасности в общественных местах;
 понимать особенности поведения при угрозе пожара и пожаре в общественных
местах разного типа;
 знать правила поведения при угрозе обрушения или обрушении зданий или
отдельных конструкций;
 иметь представление о правилах поведения при угрозе или в случае
террористического акта в общественном месте.
Предметные результаты по модулю N 7 "Безопасность в природной среде":
 выделять и классифицировать источники опасности в природной среде;
 знать особенности безопасного поведения при нахождении в природной среде, в том
числе в лесу, на водоемах, в горах;
 иметь представление о способах ориентирования на местности; знать разные
способы ориентирования, сравнивать их особенности, выделять преимущества и
недостатки;
 знать правила безопасного поведения, минимизирующие риски потеряться в
природной среде;
 знать о порядке действий, если человек потерялся в природной среде;
 иметь представление об основных источниках опасности при автономном
нахождении в природной среде, способах подачи сигнала о помощи;























иметь представление о способах сооружения убежища для защиты от перегрева и
переохлаждения, получения воды и пищи, правилах поведения при встрече с
дикими животными;
иметь навыки первой помощи при перегреве, переохлаждении, отморожении,
навыки транспортировки пострадавших;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации;
выделять наиболее характерные риски для своего региона с учетом
географических, климатических особенностей, традиций ведения хозяйственной
деятельности, отдыха на природе;
раскрывать применение принципов безопасного поведения (предвидеть опасность;
по возможности избежать ее; при необходимости действовать) для природных
чрезвычайных ситуаций;
указывать причины и признаки возникновения природных пожаров;
понимать влияние поведения человека на риски возникновения природных
пожаров;
иметь представление о безопасных действиях при угрозе и возникновении
природного пожара;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации, вызванные
опасными геологическими явлениями и процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
геологическими явлениями и процессами;
иметь представление о правилах безопасного поведения при природных
чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными геологическими явлениями и
процессами;
оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
геологическими явлениями и процессами, для своего региона, приводить примеры
риск-ориентированного поведения;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации, вызванные
опасными гидрологическими явлениями и процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
гидрологическими явлениями и процессами;
иметь представление о правилах безопасного поведения при природных
чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными гидрологическими явлениями и
процессами;
оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
гидрологическими явлениями и процессами, для своего региона, приводить
примеры риск-ориентированного поведения;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации, вызванные
опасными метеорологическими явлениями и процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
метеорологическими явлениями и процессами;
знать правила безопасного поведения при природных чрезвычайных ситуациях,
вызванных опасными метеорологическими явлениями и процессами;
оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
метеорологическими явлениями и процессами, для своего региона, приводить
примеры риск-ориентированного поведения;
характеризовать источники экологических угроз, обосновывать влияние
человеческого фактора на риски их возникновения;



характеризовать значение риск-ориентированного подхода к обеспечению
экологической безопасности;
 иметь навыки экологической грамотности и разумного природопользования.
Предметные результаты по модулю N 8 "Основы медицинских знаний. Оказание
первой помощи":
 объяснять смысл понятий "здоровье", "охрана здоровья", "здоровый образ жизни",
"лечение", "профилактика" и выявлять взаимосвязь между ними;
 понимать
степень
влияния
биологических,
социально-экономических,
экологических, психологических факторов на здоровье;
 понимать значение здорового образа жизни и его элементов для человека, приводить
примеры из собственного опыта;
 характеризовать инфекционные заболевания, знать основные способы
распространения и передачи инфекционных заболеваний;
 иметь навыки соблюдения мер личной профилактики;
 понимать роль вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний, приводить
примеры;
 понимать значение национального календаря профилактических прививок и
вакцинации населения, роль вакцинации для общества в целом;
 объяснять смысл понятия "вакцинация по эпидемиологическим показаниям";
 иметь представление о чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера,
действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера (на
примере эпидемии);
 приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода к обеспечению
безопасности при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера;
 характеризовать наиболее распространенные неинфекционные заболевания
(сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные и другие), оценивать
основные факторы риска их возникновения и степень опасности;
 характеризовать признаки угрожающих жизни и здоровью состояний (инсульт,
сердечный приступ и другие);
 иметь навыки вызова скорой медицинской помощи;
 понимать значение образа жизни в профилактике и защите от неинфекционных
заболеваний;
 раскрывать значение диспансеризации для ранней диагностики неинфекционных
заболеваний, знать порядок прохождения диспансеризации;
 объяснять смысл понятий "психическое здоровье" и "психологическое
благополучие", характеризовать их влияние на жизнь человека;
 знать основные критерии психического здоровья и психологического благополучия;
 характеризовать факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое
благополучие;
 иметь представление об основных направления сохранения и укрепления
психического здоровья и психологического благополучия;
 характеризовать негативное влияние вредных привычек на умственную и
физическую работоспособность, благополучие человека;
 характеризовать роль раннего выявления психических расстройств и создания
благоприятных условий для развития;
 объяснять смысл понятия "инклюзивное обучение";
 иметь навыки, позволяющие минимизировать влияние хронического стресса;
 характеризовать признаки психологического неблагополучия и критерии обращения
за помощью;
 знать правовые основы оказания первой помощи в Российской Федерации;



объяснять смысл понятий "первая помощь", "скорая медицинская помощь", их
соотношение;
 знать о состояниях, при которых оказывается первая помощь, и действиях при
оказании первой помощи;
 иметь навыки применения алгоритма первой помощи;
 иметь представление о безопасных действиях по оказанию первой помощи в
различных условиях (травмы глаза; "сложные" кровотечения; первая помощь с
использованием подручных средств; первая помощь при нескольких травмах
одновременно).
Предметные результаты по модулю N 9 "Безопасность в социуме":
 объяснять смысл понятия "общение"; характеризовать роль общения в жизни
человека, приводить примеры межличностного общения и общения в группе;
 иметь навыки конструктивного общения;
 объяснять смысл понятий "социальная группа", "малая группа", "большая группа";
 характеризовать взаимодействие в группе;
 понимать влияние групповых норм идейностей на комфортное и безопасное
взаимодействие в группе, приводить примеры;
 объяснять смысл понятия "конфликт";
 знать стадии развития конфликта, приводить примеры;
 характеризовать факторы, способствующие и препятствующие развитию
конфликта;
 иметь навыки конструктивного разрешения конфликта;
 знать условия привлечения третьей стороны для разрешения конфликта;
 иметь представление о способах пресечения опасных проявлений конфликтов;
 раскрывать способы противодействия буллингу, проявлениям насилия;
 характеризовать способы психологического воздействия;
 характеризовать особенности убеждающей коммуникации;
 объяснять смысл понятия "манипуляция";
 называть характеристики манипулятивного воздействия, приводить примеры;
 иметь представления о способах противодействия манипуляции;
 раскрывать механизмы воздействия на большую группу (заражение, убеждение,
внушение, подражание и другие), приводить примеры;
 иметь представление о деструктивных и псевдопсихологических технологиях и
способах противодействия.
Предметные результаты по модулю N 10 "Безопасность в информационном
пространстве":
 характеризовать цифровую среду, ее влияние на жизнь человека;
 объяснять смысл понятий "цифровая среда", "цифровой след", "персональные
данные";
 анализировать угрозы цифровой среды (цифровая зависимость, вредоносное
программное обеспечение, сетевое мошенничество и травля, вовлечение в
деструктивные сообщества, запрещенный контент и другие), раскрывать их
характерные признаки;
 иметь навыки безопасных действий по снижению рисков, и защите от опасностей
цифровой среды;
 объяснять смысл понятий "программное обеспечение", "вредоносное программное
обеспечение";
 характеризовать и классифицировать опасности, анализировать риски, источником
которых является вредоносное программное обеспечение;
 иметь навыки безопасного использования устройств и программ;



перечислять и классифицировать опасности, связанные с поведением людей в
цифровой среде;
 характеризовать риски, связанные с коммуникацией в цифровой среде (имитация
близких социальных отношений; травля; шантаж разглашением сведений;
вовлечение в деструктивную, противоправную деятельность), способы их
выявления и противодействия им;
 иметь навыки безопасной коммуникации в цифровой среде;
 объяснять смысл и взаимосвязь понятий "достоверность информации",
"информационный пузырь", "фейк";
 иметь представление о способах проверки достоверности, легитимности
информации, ее соответствия правовым и морально-этическим нормам;
 раскрывать правовые основы взаимодействия с цифровой средой, выработать
навыки безопасных действий по защите прав в цифровой среде;
 объяснять права, обязанности и иметь представление об ответственности граждан и
юридических лиц в информационном пространстве.
Предметные результаты по модулю N 11 "Основы противодействия экстремизму и
терроризму":
 характеризовать экстремизм и терроризм как угрозу благополучию человека,
стабильности общества и государства;
 объяснять смысл и взаимосвязь понятий "экстремизм" и "терроризм"; анализировать
варианты их проявления и возможные последствия;
 характеризовать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность, выработать навыки безопасных действий при их обнаружении;
 иметь представление о методах и видах террористической деятельности;
 знать уровни террористической опасности, иметь навыки безопасных действий при
их объявлении;
 иметь представление о безопасных действиях при угрозе (обнаружение бесхозных
вещей, подозрительных предметов и другие) и в случае террористического акта
(подрыв взрывного устройства, наезд транспортного средства, попадание в
заложники и другие), проведении контртеррористической операции;
 раскрывать правовые основы, структуру и задачи государственной системы
противодействия экстремизму и терроризму;
 объяснять права, обязанности и иметь представление об ответственности граждан и
юридических лиц в области противодействия экстремизму и терроризму.»
МОУСОШ№9 г.Сердобска вправе самостоятельно определять последовательность
освоения обучающимися модулей ОБЗР."


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».